Чужой "мой город"?

На страницах "СБ" печатаются фрагменты книги О.
На страницах "СБ" печатаются фрагменты книги О.Белоусова "Это мой город".

Публикация вызывает определенный интерес, а у старожилов города - добрые ностальгические чувства. Со многими положениями, выводами автора нельзя не согласиться. Самой горячей поддержки заслуживает, например, его позиция в защиту исторических памятников культуры, градостроительства. Однако, облачаясь в мундир бескомпромиссного борца за правое дело, автор, на мой взгляд, допускает и перехлесты, походя наносит незаслуженные обвинения тем, кто самоотверженным трудом восстанавливал лежавший в руинах город.

Впрочем, насчет "руин" у Белоусова свое мнение. Он утверждает, что военное разрушение Минска - не что иное, как послевоенная легенда.

Не знаю уж, в каком послевоенном году автор "почти застал" город, но что касается меня, то, впервые увидев его после войны в конце 1945-го, я ужаснулся. Передо мною открылась леденящая душу картина: кругом торчали остовы полуразрушенных зданий с пустыми глазницами окон, горы бетона, кирпича, а над всем этим "апокалипсисом" возвышались чудом уцелевшие, а точнее, патриотами спасенные Дом правительства, оперный театр, Дом офицеров...

Если уж новоявленному минчанину посчастливилось не видеть этого кошмара, то обратился бы он к многочисленным фотодокументам, сохранившимся с той поры.

О.Белоусов до сих пор никак не может уразуметь: кто и когда разрушил Минск? Немцы? Но они ведь, по мнению автора, захватили город почти без боя (жесточайшая немецкая бомбардировка, о которой говорит сам же автор, не в счет?). Наши войска? Им тоже бомбить Минск резона не было. И получается, что основной урон городу (в другом месте он пишет: "Тотальное истребление в Минске памятников истории и культуры") был нанесен уже в послевоенное время - теми, кто считал, что "так удобнее было под шумок ломать, довзрывать все, что осталось от старого города". Вот они, те вандалы, которые надругались над городом! И были у них далеко идущие цели - "вытравить у населения саму память о тысячелетней истории города". Следуя "преступной традиции царских сатрапов", они-де и здание старой ратуши взорвали. Зачем, вопиет возмущенный автор. Оказывается, "чтоб не осталось в столице Беларуси и помина о Магдебургском праве, о былой вольности города". (Кстати замечу, здание старой ратуши восстанавливается, как и развертываются восстановительные работы по реконструкции Верхнего города, других исторических мест, но это уже для автора несущественно.)

Многочисленные гости столицы Беларуси с полнейшим единодушием восторгаются красотой сегодняшнего Минска, его продуманной планировкой, архитектурными ансамблями, широкими проспектами, светлыми зданиями. Всего этого О.Белоусов в упор не видит, зато многое ему не нравится, претит его рефлексующей особе. Дворец Республики - саркофаг, памятник Ленину - ни к селу ни к городу, здание на Немиге - нелепое, послевоенные "черемушки" - каменные бараки.

В своей книге и других опубликованных в "СБ" материалах О.Белоусов выходит за рамки заданной темы, за границы СВОЕГО города. Он касается различных сторон жизни общества в послевоенные годы. И через все его высказывания проходит мысль о том, что переживаемые населением беды и трудности порождены тогдашним общественным строем. У него прямо-таки "кровоточит" ненависть к социализму и всему тому, что от него осталось. Это он, социализм, корежит судьбы людей, их психику, порождает "всяческих грызунов, насобачившихся красть у государства". Советская Армия - двоюродная сестра ГУЛАГа, торговля - тюремная раздача "паек". Да что торговля! Вся его жизнь при "том" строе была "отсидкой срока, который дают за самые страшные преступления". Он и сейчас боится бесплатной медицины, боится нашего образования, которое "не признается нигде" (!), боится милиции, которая не охраняет его, а надзирает за ним. Страшно, аж жуть!

Я вовсе не собираюсь вступать в полемику по поводу преимуществ социализма и его негативных сторон (дело бесперспективное). Я только хочу сказать уважаемому Олегу Белоусову: чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? А то ведь дело доходит до абсурда. С прискорбием сообщает он, что "презирал свой язык, при этом не овладев никаким взамен". Кто виноват? Да все тот же распроклятый строй. Что ж, позвольте спросить, "тот" строй не помешал прославленному разведчику Николаю Кузнецову в совершенстве овладеть чужим для него, немецким, языком и затем с блеском использовать его знание в борьбе в защиту "того" строя?

О.Белоусов назвал свою книгу "Это мой город". И объяснил: у каждого жизнь и память своя. Согласимся с ним, но добавим: чтобы иметь моральное право называть город своим, надо любить его, и не виртуально, а своими практическими делами. Мало играть в "пикаря" и "тюху" на задворках, бегать в соседний гастроном за брауншвейгской колбасой да тусоваться на "Броде". Надо вложить свой, пусть маленький, кирпичик в возрождение и процветание города. Как было бы кстати узнать, скажем, о том, как он мальчишкой помогал взрослым дядям и тетям разбирать завалы на бывшей Захарьевской, в кровь разбивал ноги о бетонные осколки. Увы, нет таких примеров. Что ж, отнесем это в счет похвальной скромности автора.

Но куда, позвольте спросить, отнести следующее? ЕГО город возрождали из небытия, восстанавливали, строили, украшали сотни тысяч каменщиков, штукатуров, маляров, прорабов, архитекторов, инженеров, а возглавляли всю эту огромную по размаху и трудностям работу республиканские и городские власти. Это был труд сродни военному подвигу. Вызывает, по меньшей мере, удивление, что велеречивый автор не только не нашел ни слов, ни объективности в своей многосерийной "мыльной опере", чтобы по достоинству оценить героические свершения созидателей послевоенного Минска, но и еще бросает им обвинения в вандализме.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter