Чужие среди своих. Торговые войны местного масштаба

Сообщения о торговых войнах воспринимаются нами как экзотика.
Сообщения о торговых войнах воспринимаются нами как экзотика. Мол, это где-то там, далеко. Например, недавний скандал с экспортом российской стали и импортом пресловутых "ножек Буша" мало кого всерьез заинтересовал. Казалось бы, в небольшой Беларуси экономика настолько управляема, что подобные проблемы здесь просто невозможны. Но иногда и наши администраторы пытаются бороться даже не с чужими производителями, а со своими, но из соседнего района или области.

Вот что пишет Станислав Шеверов из Речицы: "У нас в торговую сеть поступали сосиски из Брестского региона, по качеству на порядок выше и на 40 - 50 процентов дешевле, чем сосиски из Гомельской области... "Брестские" сосиски не залеживались на прилавках. Но с недавних пор они исчезли из продажи. В Речицком райисполкоме мне "толково" разъяснили, что если я патриот своего региона, то сам должен своим пенсионным рублем поддерживать местного производителя. Тем более, мол, что брестские не хотят закупать наше речицкое пиво".

Вот вам и срез проблемы, что называется, на уровне обычного потребителя. Есть повод и о Родине порассуждать, и о торговых войнах. Если защита родного рынка от импортных товаров во многих странах воспринимается как дело само собой разумеющееся, то как быть с барьерами внутри самого государства? Напомним, что на сей счет действует Закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", который, по отзывам экспертов, нарушается сплошь и рядом. При этом возникает парадоксальная ситуация. Ее суть осязаемо прочувствовал корреспондент "СБ", пытаясь получить комментарий специалистов Минэкономики. В пресс-службе этого ведомства ответили коротко: в последнее время острых обращений не поступало, следовательно, и предмета для беседы нет...

Давайте предположим, доля логики в рассуждениях чиновников есть. Мол, коль нет порочащего местные власти документа, то все хорошо. Кстати, и в Речицком райисполкоме мне подтвердили: официального запрета на ввоз в Гомельскую область брестских колбасных изделий нет. Другое дело, что здесь не знают, куда девать местные мясопродукты и... пиво. Но, господа, как ни крути, из всех этих разрозненных фактов вполне выстраивается определенный логический ряд. Кстати, как мне стало известно, глава одной из областей (не Гомельской, естественно) громогласно заявил: "Увижу речицкое пиво - завтра же директор магазина будет уволен!" Думаю, после таких слов и не надо сочинять какие-то запреты. Люд у нас понятливый - все и так поймут...

И еще. Руководитель одного из столичных продуктовых магазинов в беседе с корреспондентом "СБ" заявил, что рычагов воздействия на директора даже частного магазина у местных властей более чем достаточно. Телефонные звонки "сверху", письма с рекомендациями брать товар только у такого-то комбината или завода действуют не хуже опубликованного в газете указа. Почему? Все просто. При очередной проверке у строптивца, выставившего в торговом зале, например, не местное пиво, могут обнаружить ряд "злостных" нарушений и приостановить действие, а то и вовсе лишить лицензии на розничную торговлю. Кому нужны такие приключения? Можно резонно возразить: так бери местное пиво, из другой области, бери и российское! Чтобы был широкий ассортимент. И покупатели, и проверяющие останутся довольны. Наивный взгляд. Местные власти зачастую уже не останавливаются на достигнутом и "рекомендуют" брать товар только (!) местный. Оно и понятно: продукция конкурентов будет тормозить продажу "своей".

Доходит до анекдота (факты у меня имеются), когда некоторые магазины без ведома их руководства включают в списки на получение неходовых продуктов питания. А получил - заплати. Но из чего, если чуть ли не половина белорусских предприятий торговли убыточны, а у остальных оборотных средств едва хватает, чтобы рассчитаться за самое необходимое. Но им при этом навязывают неходовой товар и требуют успешных финансовых результатов.

Позвольте резюмировать - сегодня конкурентоспособность белорусских товаров как никогда низка даже по сравнению с российскими. Но некоторые из применяемых на местах мер только консервируют ситуацию, лишают местных производителей стимулов для развития. Хорошее - враг лучшего...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter