Чем детский оркестр с рабочей окраины Челябинска покорил гостей фестиваля Союзного государства

Чудо с синих гор

Чем детский оркестр с рабочей окраины Челябинска покорил гостей фестиваля Союзного государства

Этот уникальный детский коллектив — визитная карточка всего Южного Урала. В прошлом году оркестр из Челябинска стал лауреатом конкурса во Франции «Париж, я люблю тебя! Музыка», затем ребята достойно представили Россию на международном фестивале «Шаттык» в Астане. А в августе этого года с блеском выступили на фестивале Союзного государства в Анапе «Творчество юных». В чем секрет успеха «Синегорья»? За ответом репортер «СОЮЗа» отправился на репетицию коллектива.

Галина Самохвалова: Принцип выбора репертуара у нас такой: играем то, что «зацепляет». Фото: Вячеслав ШИШКОЕДОВ

Галина Самохвалова: Принцип выбора репертуара у нас такой: играем то, что «зацепляет».
Фото: Вячеслав ШИШКОЕДОВ


...Родной дом оркестра — детская школа искусств N 5 Челябинска — находится в Металлургическом районе города. Репетиция у «Синегорья» проходит в одном из школьных кабинетов. Семь вечера. Три десятка обычных на вид школьников «вооружились» контрабасами, аккордеонами, балалайками, домрами, бубнами, дудочками... В центре — руководитель оркестра Галина Самохвалова. Один взмах ее руки и происходит чудо: ощущения от музыки, которую играют ребята, трудно передать словами, но в ней отражаются и широта русской души, и бескрайние просторы полей, и шелест берез, и пение птиц...

— Ребята, давайте попробуем чуть помедленнее, — командует Галина Юрьевна. — Когда играем слишком быстро, из мелодии пропадает космос...

Фестиваль Союзного государства «Творчество юных» в Анапе ежегодно открывает яркие молодые таланты. Фото: Роман ЩЕРБЕНКОВ

Фестиваль Союзного государства «Творчество юных» в Анапе ежегодно открывает яркие молодые таланты.
Фото: Роман ЩЕРБЕНКОВ


...Наш разговор с руководителем оркестра проходит на подоконнике, в коридоре, под аккомпанемент музыки «Синегорья» — ребята продолжают репетировать самостоятельно. И вот какой любопытный диалог у нас получился.

— Вы руководите оркестром с 1996 года. Но о «Синегорье», как о неординарном творческом коллективе, заговорили сравнительно недавно. Как вы сами объясняете этот феномен?

— У меня почему–то возникает аналогия с тестом, которое долго поднималось на дрожжах и в один прекрасный день «вылезло наружу». В моем отношении к работе ничего не изменилось с 1996 года. Тогда коллектив был обычным учебным оркестром.

— Но в 2011 году коллектив победил в городском конкурсе. Потом было участие в международном конкурсе «Сияние звезд» в Санкт–Петербурге, приглашение на фестиваль «Российский восход» во Владивосток, поездка в Париж...

— Значит, мы стали интересны не только себе, но и зрителям. А слухами, как известно, земля полнится. И нас заметили, стали приглашать на фестивали, концерты. А вообще мне просто жутко нравится народная музыка. И видимо, это передается детям. Знаете, многие подростки хвастаются друг перед другом, что научились играть на гитаре. А мои ребята с гордостью говорят: «А я на балалайке играю!»

— Говорят, название оркестру вы придумали не так давно...

— Перед поездкой на фестиваль во Владивосток пару лет назад мы задумались, что неплохо было бы придумать нам какое–то имя. До этого мы были просто оркестром русских народных инструментов, без названия. Мне почему–то сразу пришла на ум строчка из стихотворения Татьяничевой «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал». Хотелось, чтобы в названии оркестра нашло отражение географическое положение, наши Уральские горы. Так появилось «Синегорье».

— А правда, что на концертах вы перестали играть по нотам?

— Да. Когда ты играешь правильно, то пропадает эмоция. А мы хотим смотреть не в ноты, а в лица зрителей. А они это чувствуют и отвечают нам взаимностью. То есть когда мы разучиваем произведение, ноты незаменимы. Но на оркестр я смотрю не только как на учебный класс, а прежде всего как на творческий коллектив.

— В репертуаре «Синегорья» есть не только русская народная музыка...

— Принцип выбора репертуара у нас такой: играем то, что «зацепляет», то, что нам самим нравится. Мы и классику исполняем, тот же «Испанский танец» Чайковского, вальс Хачатуряна из музыки к «Маскараду», «Охоту» Шостаковича. Люблю «Русскую тройку» челябинского композитора Николая Малыгина, «Гуляю» — такое космическое, трогательное и щемящее произведение. Разумеется, это все должно хорошо ложиться на музыку народного оркестра.

— Насколько важны для вас поездки на концерты, фестивали?

— Очень важны. Для настоящего артиста важно себя показать и мир посмотреть. Вот съездили ребята на фестиваль во Владивосток, сами выступили, послушали других. И я чувствую, что они вернулись совершенно другими, более глубокими, что ли. Такие поездки очень обогащают. Или, скажем, выступаем мы на центральной площади Астаны и видим, как нас тепло принимают. А выступление в Париже? Это колоссальный, незабываемый опыт. Конечно, передвигаться нам непросто. Представляете пересадку в московском метро с нашими контрабасами? Это же ужас. Самолетами мы не можем летать. Не пускают в салон с теми же контрабасами. Да и аккордеон не сдашь в багаж — его же там «убьют». Но и ездить без инструментов мы не можем.

— Вижу, в классе оркестра целый шкаф уставлен грамотами и кубками...

— Признание для любого творческого человека всегда приятно. У нас в коллективе есть свои звездочки — победители международных конкурсов. Несмотря на юный возраст, у них высокий уровень профессионализма. Но лучшая награда для меня — это не кубки и не премии, а горящие глаза ребят, их желание вместе творить. Вот уже скоро девять часов вечера, а попробуй, выгони их из класса... Справедливости ради надо сказать, что тот результат, который мы имеем, он коллективный — вкладываются все. Родители помогают деньгами, сами шьют костюмы для выступлений, встречают по вечерам ребят после занятий. Школа поддерживает, управление культуры. Только купить инструменты — уже приличные расходы — аккордеон стоит 80 тысяч, очень подержанный контрабас минимум 60 и так далее.

— Галина Юрьевна, а вам не кажется странным, что родной дом оркестра расположен в рабочем районе, вдали от центра города?

— Нет, не вижу ничего в этом странного. Я сама выросла здесь, в Металлургическом районе. Разве музыкальная школа обязательно должна располагаться в центре? Мне кажется, наоборот, хорошо, что в рабочем районе есть такой «очаг культуры». И мои ребята не шляются по вечерам по подворотням, а занимаются музыкой. Я вам больше скажу: на репетиции к нам ездят школьники с другого конца города — с Северо–Запада. Так случилось, что и я там теперь живу. По вечерам общественный транспорт ходит не очень хорошо, поэтому вместе с этими ребятами заказываем такси и добираемся до дома.

— Традиционный вопрос: ваши планы на будущее?

— Что будет дальше с «Синегорьем» не знаю. Расширяться нам некуда, и так нас почти 40 человек, в класс еле входим. Состав оркестра, конечно, «текучий» — кто–то приходит, кто–то уходит. Но я желаю, чтобы та творческая атмосфера, которая есть у него, сохранилась как можно дольше.

Александр Скрипов
al7405@mail.ru

Советская Белоруссия №198 (24579). Четверг, 16 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter