Ночь, мороз, клещи, бурелом — самовольная отлучка девочек в Пуховичском районе могла обернуться трагедией

Чудесное спасение

Новость о потерявшихся неделю назад в Пуховичском районе двухлетней Лере и четырехлетней Дарине Богдевич всполошила всю страну. На их поиски в деревню Рыбцы оперативно выдвинулись военнослужащие, МЧС, МВД, отряд «Ангел», работники лесхоза, волонтеры — всего сотни человек. С воздуха малышек искали квадрокоптеры, на земле — кинологи и тепловизоры. Спустя семь часов сестер обнаружили в лесу, живых и, кажется, совсем не испугавшихся. Почему дети остались без присмотра, как себя чувствуют сейчас и что ощущали нашедшие их волонтеры — рассказываем подробности счастливого финала.

Как все случилось

32‑летняя Александра и 31‑летний Денис Богдевич воспитывают четверых мальчишек и двух девочек, на днях ждут рождения еще одного ребенка, которого уже решили назвать Тимофеем. В августе они оставили двухкомнатную квартиру в Минске и переехали на родину главы семейства, поближе к родственникам. Здесь за семейный капитал купили домик и занимаются его обустройством. Денис работает животноводом на экспериментальной базе «Зазерье», держит большое хозяйство и дома: кур, поросят, коров. У каждого ребенка имеется свое спальное место, дети досмотрены, старшие ходят в школу. И как вышло, что вечером 10 марта маленькие Лера и Дарина не вернулись домой?

Дом семьи Богдевич.

Рассказывает папа:

— В тот день старший сын Владислав отвел девочек к прабабушке — по дороге, где машины почти не ездят. Расстояние между нашими домами не больше 350 метров, но одним им там ходить не разрешаем. Мы как раз собирали с женой мебель, после 17:00 созвонились с прабабушкой. Уже вечерело, и я сказал, чтобы она не отпускала девочек на улицу, их заберет Влад. Через время снова набираем и выясняется, что девочки ушли с соседским мальчиком Мишей, нашим племянником, но он уже давно дома. Связался с мамой, она рядом с нами живет, но и у нее девочек не было. Сердце замерло, я босиком выскочил в машину и поехал по деревне.

Собрались все родственники семейства, на машинах и скутерах начали объезжать все вокруг, обходить поле. Никто не остался равнодушным: подняли каждый кустик, звали и кричали. Обыскали везде, где только можно и нельзя.
Кто виноват в ситуации?

— Каждый из нас, — считает мама Дениса Татьяна Валерьевна. — Виновный должен отвечать. Страшное стечение обстоятельств. Мы тогда все голоса сорвали, беременной невестке стало плохо, ее увезли на скорой. Столько дней прошло, а я не понимаю, как внучки смогли такой путь пройти, там же столько троп. Не могу прийти в себя…

Лес прочесывала вся страна

Поиски своими силами результата не дали, в районе 19:30 Богдевичи обратились в милицию, МЧС и поисково‑спасательный отряд «Ангел». Прибыли кинологи с поисковыми собаками, совершенно случайно оказавшиеся недалеко на тренировке. Уже через 30 минут после звонка собаки подключились к поиску с вещами девочек. В это время в Минске ввели спецмероприятие «Красный щит» — подняли по тревоге все поисково‑спасательные отряды и начали комплектовать экипажи. Через час первые машины были на месте, говорит руководитель поисково‑спасательного отряда «Ангел» Сергей Ковган:

— Бросили клич среди наших подписчиков в соцсетях, из каждого региона выехали добровольцы, у нас было зарегистрировано около 400 человек. Квадроциклы, тепловизоры, радиосвязь, навигация, фонари — к развернутому штабу везли весь резерв оборудования.
Участки местности поделили на квадраты, были задействованы квадрокоптеры разных служб, квадроциклисты, водолазы.
Чтобы наверняка, территорию охватывали с запасом, некоторые работали даже на удалении 5 километров от места поиска. Тепловые объекты увидели с квадрокоптера, и практически одновременно наземная группа обнаружила детей. Нашли Дарину и Леру Павел Юревич и Сергей Пекарчик. Друзья впервые подключились к добровольцам.

Штаб поисково-спасательной операции.

— У меня самого дочке двух лет еще нет. Когда жена показала запись в чате нашего поселка Дружный о пропавших детях, сомнений не было — нужно помочь, — вспоминает Павел. — Другие люди из поселка тоже выезжали.

Павел даже не успел заварить кофе или чай. Говорит, о себе в тот момент не думал:
— Понимал, что на улице не май, было минус пять и ветрено. Рассчитывал на то, что до утра пробудем, но времени на сборы не было — закинул в рюкзак два фонарика, портативные зарядки, шапки и перчатки, и уже через минуту мы вдевятером стартанули.
На месте добровольцы были около полуночи. К их приезду в Рыбцах уже развернули штаб, и они сразу выдвинулись прочесывать квадраты.


— Первым, в районе двух часов ночи, было сообщение о найденной детской шапке, — вспоминает хронологию событий Павел. — Ее фотографию через Viber отправили в штаб. Родители подтвердили: шапочка старшей дочери. Затем обнаружили комбинезон и розовую куртку Леры. Как потом оказалось, девочки были в 283 метрах от вещей.

Павел признается, что очень боялся найти детей мертвыми:

— В тот квадрат стянули все силы, переключили беспилотник, вызвали кинологов с собаками. Наша группа была рядом, мы разделились, одни пошли направо, мы с Сергеем и Михаилом взяли левее. Я шел первым, посветил и под заросшей елкой увидел красно‑розовый предмет. Показалось, что одеяло.


Найденные в лесу шапочка, комбинезон и куртка.
ФОТО ИЗ АРХИВА ОТРЯДА «АНГЕЛ».
Сестры сидели в обнимку. Старшая опиралась на дерево, младшая спала у нее на коленях. 
Парни бросились к детям, стали укутывать в куртки. По прямой расстояние до их дома было около 2,5 километра. На весь лес поднялся крик: «Нашлись!»

— Мы звали всех, кто был рядом, — говорит Павел. — Девочки не издали даже звука. Да это и неудивительно, у самого такой адреналин, не передать словами, были и слезы: все вокруг бегут, кричат…

Павел расстегнул куртку и прижал к себе старшую, Сергей взял на руки младшую.

— Первое, что нужно было сделать, — согреть детей. В 03:13 я звонил в скорую, параллельно успокаивал себя и малышек, говорил, что все хорошо, сейчас поедем домой. Передали девочек другим добровольцам, они понесли их к машине, из которой пилот управлял квадрокоптером, а мы попутно разгребали дорогу от веток.
Место, где нашли девочек, не особо опасное. Но на пути поисковиков встречался бурелом, недостроенные дома, колодцы открытого типа, канавы.
— Что только мы не обошли, даже не знаю, сколько километров намотали, — говорит Павел. — Самое главное, что дети живы и даже не испугались. Еще час — и могла случиться трагедия. Доводилось слышать, что замерзающие люди снимают с себя одежду, прежде чем уснуть в последний раз. Я рад счастливому исходу и тому, что принес пользу.



ФОТО ИЗ АРХИВА ОТРЯДА «АНГЕЛ».

Скоро домой

В Марьиногорской центральной районной больнице, куда той ночью доставили девочек, их обследовали хирурги и реаниматологи. Медики говорят, температура была хорошей, детей быстро согрели — переохлаждение не подтвердилось. Но девочек на некоторое время оставили в больнице для более тщательного обследования. Кроме того, Дарина и Лера проходят профилактику клещевого энцефалита — в лесу до малышек добрались клещи. Папа навещает их несколько раз в день.  

Спасенные малышки: четырехлетняя Дарина и двухлетняя Лера
Сейчас девочки активные и веселые. Очень ждут их возвращения домой братья.
10‑летний Стас испугался, когда сестры пропали:


— Искали все вместе. Рад, что все хорошо. В больнице они играют, папа привозит раскраски и любимые игрушки. Они не хотят его домой отпускать, скучают очень.
Денис Богдевич благодарен каждому, кто помог предотвратить беду:

— Низкий поклон всем, кто искал моих дочек. Я места себе не находил. Остальные детки сейчас дома, все нормально.
Начальник инспекции по делам несовершеннолетних Пуховичского РОВД Надежда Вайницкая подтверждает, дети по Декрету № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» не отобраны:


— Семья многодетная, приехала к нам недавно, но в наше поле зрения не попадала, преступлений или правонарушений никто из них не совершал. Пока дети находятся на лечении в больнице, но как только окончательно поправятся, вернутся к родителям. 

КОМПЕТЕНТНО

Александр Худолеев, первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям:

— Созданный при проведении поисково‑спасательной операции штаб организовывал работу всех заинтересованных служб и руководил всеми мероприятиями. В поисках было задействовано 50 единиц техники и более 600 человек: личный состав органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, Министерства внутренних дел, военнослужащие. Привлекались также работники Белорусской железной дороги, Министерства лесного хозяйства и поисково‑спасательные отряды волонтеров нашей страны. В результате проведенных мероприятий дети были обнаружены. Четкое взаимодействие всех служб позволило добиться результата. 

При поддержке Правительства в МЧС создана поисково‑спасательная служба, которая сегодня оснащена всем необходимым: квадрокоптерами, квадроциклами, багги, тепловизорами и другим аварийно‑спасательным поисковым оборудованием.

Илья Боднар, заместитель начальника центра поисково‑спасательных работ и пожаротушения Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР», занимался организацией поисковых работ на месте:

— Поисковая работа всегда ведется в соответствии с разработанными и утвержденными Правительством программами. Именно это позволяет действовать слаженно и оперативно, координировать деятельность всех служб и поисковых групп.

Первоначально сообщение о пропаже маленьких детей поступило в Пуховичский РОВД, а оттуда — в РОЧС. На место незамедлительно отправились местные сотрудники милиции и спасатели, а затем и поисковая служба Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР». Оповестили также внештатные поисково‑спасательные отряды, которые есть в каждой области страны. Состоят они из бойцов, которые несут службу в пожарной части, а на поиски выдвигаются в свободное время. У них есть специальная техника и оборудование.

На помощь быстро прибыли спасатели из ближайших районов: Борисовского, Солигорского, Молодечненского из Минской области, а также Бобруйского — из Могилевской. Подоспели участники поисково‑спасательных отрядов «Ангел» из Минска, «Симуран» из Гомеля, «Феникс» из Могилева и другие добровольцы, а также военнослужащие из 5‑й отдельной бригады специального назначения.

С прибытием специалистов Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР» на месте развернули оперативный штаб. Карты местности были разделены на квадраты, прочесывать которые отправились поисковые группы. Практика показывает, что удобнее всего обследовать квадраты 500 на 500 метров. Команды формировались смешанные — из спасателей, милиционеров, военнослужащих и волонтеров. Каждая из них состояла в среднем из десяти человек, а всего работало 25 групп. Помимо этого, водолазы РОСН «ЗУБР» обследовали реку Свислочь, осмотрели мелиоративные каналы, которых в той местности множество.

Большим подспорьем стала техника, которой оснащены подразделения МЧС. Участие в поисках детей принимали спасатели на высокопроходимых, мобильных и быстрых квадроциклах и багги. Они с помощью ручных тепловизоров обследовали полевые и лесные тропы и дороги. Были задействованы и квадрокоптеры.

Штаб постоянно принимал информацию и корректировал работу. После того как в лесу в 2,5 километра от дома девочек нашли шапочку, а затем комбинезон с жилеткой, поисковые группы сняли с других направлений и отправили в тот район. Поиски увенчались успехом.

Благополучный исход поисковой операции во многом стал результатом слаженной работы специалистов, волонтеров, а также хорошей оснащенности подразделений МЧС техникой и специальным оборудованием.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter