«Чтобы успешно конкурировать, требуются свежие идеи и новые подходы»

Разработана Концепция инновационного развития организаций потребкооперации до 2015 года

В учреждении «Научно-исследовательский институт» Белкоопсоюза разработана Концепция инновационного развития организаций потребительской кооперации на период до 2015 года. Об этом — беседа с директором НИИ Геннадием Германовичем (на снимке)

— Прежде всего, Геннадий Васильевич, хотелось бы узнать, что собой представляет концепция и чем была вызвана необходимость в ее разработке?

— Если кратко, концепция содержит комплекс мер, направленных на улучшение обслуживания пайщиков и сельского населения, финансовое укрепление организаций потребительской кооперации. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда, располагая крупнейшей по количеству объектов розничной сетью, Белкоопсоюз на протяжении ряда последних лет постепенно утрачивает свои позиции на этом сегменте рынка. Причем, заметьте, снижение удельного веса товарооборота потребительской кооперации происходит при относительно стабильном финансовом состоя­нии отрасли, проведении модернизации материально-технической базы торговли и производственных мощностей. Более того, темпы инвестиций даже опережали темпы роста объемов деятельности. Судите сами: совокупный объем выручки за минувшие восемь лет вырос с 1,4 до 7,6 триллиона рублей, то есть в 5,4 раза в действующих ценах, а инвестиции в основной капитал — с 23,5 миллиарда рублей в 2001 году до 223 миллиардов в 2008 году, или в десять раз. Только за последние пять лет введено в строй 920 новых объектов, создано 6764 новых рабочих места.

Если задаться вопросом, в чем тут причина, то следует признать, что традиционные экстенсивные методы увеличения объемов дея­тельности уже не дают желаемого эффекта. Возник своего рода замкнутый круг, когда высокая издержкоемкость товароснабжения села влечет дефицит инвестиционных ресурсов для развития, а это в свою очередь препятствует внедрению новых технологий, тормозит работу других отраслей кооперативной деятельности. В результате, несмотря на прилагаемые усилия, потребкооперации пока что не удается упрочить свое положение на розничном рынке республики. Для информации: в начале 90-х годов ее доля составляла 33—34 процента, а теперь сократилась в несколько раз. По моему глубокому убеждению, необходим инновационный прорыв по примеру успешного опыта работы кооперативных союзов Западной Европы — шведского «KF», немецких «ЕДЕКА ЦЕНТРАЛЕ» и «КООПКИЛЬ», швейцарского «МИГРОС» и т.д. Многие из них сегодня занимают лидирующие позиции на рынке своих стран. Решить эти и другие задачи призвана разработанная в НИИ Белкоопсоюза Концепция инновационного развития организаций потребительской кооперации, рассчитанная на период до 2015 года.

— В чем, если можно так выразиться, идея, «изюминка» предлагаемой концепции?

— Колеса, как говорится, мы не изобретали. За основу был взят опыт работы западных кооперативных союзов, который творчески, с учетом местной специфики переложили на отечественную действительность. При этом исходили из того, что его повторение в Беларуси возможно только при условии преобразования системы управления из ориентированной на административное деление республики, когда в каждом районе работает аппарат управленцев, в транстерриториальную структуру, построенную по отраслевому признаку. В течение нескольких лет предлагается создать на республиканском уровне специализированные унитарные предприятия Белкоопсоюза: оптовое и розничное объединения, транспортную компанию, объединения хлебозаводов, консервных заводов, мясоперерабатывающих, заготовительных предприятий, «Белкоопвторресурсы», строительно-монтажное, финансово-расчетный центр и риелторскую компанию.

Анализ показывает, что подобная реорганизация повлечет за собой перегруппировку и концентрацию ресурсов на узком направлении деятельности. В результате высококвалифицированные кадры высвободятся от дублирования функций и выполнения рутинной работы, у них появятся дополнительные возможности для карьерного роста, а следовательно, и улучшения своего материального положения. Будут упорядочены расчеты с контрагентами за счет консолидации денежных потоков через общий финансово-расчетный центр, «развязаны» узлы взаимной задолженности на основе внутрисистемных зачетов (клиринга), уменьшится, а возможно, и полностью будет ликвидирована потребность в кредитных ресурсах. Риелторская компания возьмет под свое «крыло» вопросы управления недвижимым имуществом, что позволит быстрее решить проблемы долгостроев и неиспользуемых объектов.

Ну и, наконец, рассчитываем на то, что удастся сбалансировать интересы сотрудничающих с Белкоопсоюзом товаропроизводителей национального и местного масштаба, устранив тем самым возникающие конфликты и перейдя на новую общенациональную малозатратную модель товароснабжения магазинов потребительской кооперации. Расчеты, например, показывают, что трансформация логистики приведет к сокращению потребности в обслуживающем торговую отрасль грузовом автотранспорте с 4,5 до 1,5—2 тысяч единиц. Кроме того, ускорится время прохождения товаров от производителя до полки магазина в 2—3 раза при значительном уменьшении количества персонала, занятого на отработке грузов.

— Вы упомянули о трансформации логистики. Нельзя ли, Геннадий Васильевич, более подробно об этом рассказать, поскольку, согласитесь, далеко не везде на местах имеют о ней четкое представление.

— Предлагаемая модель логистики позволит в корне изменить принцип товароснабжения небольших поселений. В настоящее время товары поступают туда преимущественно из райцентров. Между тем многие из них находятся нередко на весьма удаленном расстоянии, что вынуждает потребительские общества содержать большое количество мало- и среднетоннажного издержкоемкого транспорта. В то же время другие отрасли, в частности заготовительная, зачастую испытывают в нем дефицит. Суть новой модели логистики в том, чтобы снабжение агрогородков и крупных поселений производить централизованно с одного или нескольких дистрибьюторских центров, а в мелкие населенные пункты товары, думается, было бы предпочтительнее завозить из тех же агрогородков. В результате, образно говоря, одним выстрелом убиваем двух зайцев: сократится потребность торговли в транспорте и появится возможность маневра для более полного и качественного «закрытия» транспортных проблем других отраслей.

В настоящее время в республике имеется 1720 крупных поселений, включая 118 райцентров. Расположенные в них магазины станут опорными пунктами для снабжения тяготеющих к ним мелких деревень. При этом крупный магазин с полным ассортиментом продовольственных, промышленных и хозяйственных товаров должен работать по принципу дискаунтера. В его штате будут водитель на малотоннажном автомобиле и продавец. На мой взгляд, придание магазину в агрогородке собственного транспорта позволит также более качественно работать с населением по линии личных подсобных хозяйств, связав их владельцев с заготовительной инфраструктурой потребкооперации. Не исключено, что по мере развития такого сотрудничества в этих поселениях возродится в новом качестве институт сельского потребительского общества.

— Извините за прямоту, Геннадий Васильевич, но, как известно, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Насколько понимаю, предлагаемая НИИ Белкоопсоюза концепция не только, так сказать, затрагивает незыблемые устои потребкооперации. Определенные подвижки должны произойти, в том числе, и в управленческой «вертикали». Не думаю, что подобная «революционная» инициатива будет сильно приветствоваться в органах местной власти. Или все-таки ошибаюсь?

— Давайте исходить из того, что определенные риски существуют в любом новом деле, и наша концепция в этом смысле тоже не составляет исключения. Действительно, воплощение в жизнь идеи централизации так или иначе коснется сложившейся территориальной практики государственного управления. Отдаю себе отчет в том, что на местах не все и не везде смогут это правильно понять и принять. Таковы, к сожалению, реалии, да и небольшой опыт укрупнения районных потребительских обществ не прибавляет оптимизма. Как правило, эти процессы не приветствуются местными органами власти, поскольку в таком случае изменяется вектор соподчиненности. Если же будут затронуты управленческие цепочки на областном уровне, тем более правомерно предположить аналогичную реакцию. Поэтому, прежде чем начинать действовать, обязательно надо сперва заручиться поддержкой, как минимум, в правительстве республики, а возможно, получить одобрение и в Администрации главы государства.

Со своей стороны, в качестве гарантий соответствия действий Белкоопсоюза интересам местной исполнительной «вертикали» всех уровней логично было бы по аналогии с другими отечественными предприятиями и банками ввести в состав Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ отдельных представителей рай-, гор- и облисполкомов и членов правительства.

Впрочем, разработчики концепции не претендуют здесь на истину в последней инстанции. Возможно, будут предложены и другие, более приемлемые варианты. Однако в любом случае надо исходить из того, что реорганизация в системе Белкооп­союза, кроме всего прочего, лежит и в плоскости создания долгосрочных гарантий стабильности потребительского рынка страны. Это связано прежде всего с риском появления диспропорции в составе собственников будущих объектов товаропроводящей инфраструктуры Беларуси.

Что имеется в виду? В республике пока что отсутствуют собственные современные технологии дистрибьюции и крупные логистические операторы. Между тем интерес иностранных инвесторов к стране начинает проявляться все сильнее и не исключено, что к нам придут крупные компании, которые захватят в общем-то небольшую, по западным меркам, нишу дистрибью­ции. Проиллюстрирую свою мысль на конкретном примере. В настоящее время объем продовольственных товаров, нуждающихся в обработке для последующего снабжения ими розничных магазинов всех форм собственности, ежедневно составляет в Беларуси в среднем около 35 тысяч тонн. Для их перевалки требуется примерно 10—12 дистрибьюторских центров площадью 100—120 тысяч квадратных метров, из которых лишь один — для сегодняшних объемов потребительской кооперации.

Однако надо помнить, что опора только на иностранных инвесторов в процессах создания современной инфраструктуры дистрибьюции товаров таит в себе потенциальную угрозу национальным товаропроизводителям. Поскольку ассортимент розничных магазинов в будущем будет определяться ассортиментной матрицей дистрибьюторских центров, может сложиться ситуация, когда их полки станут наполняться импортом в гораздо большей пропорции, чем теперь, за счет товаров, производимых иностранными партнерами собственников складских комплексов. Поэтому твердо убежден, что основой успешной конкуренции Белкоопсоюза на розничном рынке республики в ближайшее десятилетие должна стать централизация функций управления бизнес-процессами путем делегирования соответствующих полномочий от первичных звеньев — районных потребительских обществ — специализированным предприятиям общенационального масштаба и реорганизации логистической инфраструктуры.

— Что же, ученому, как говорится, виднее. Однако, согласитесь, для успешной реализации концепции в случае ее принятия потребуются солидные средства. Разработчики, надеюсь, предусмотрели источники финансирования?

— Они, что называется, традиционные. Среди основных выделил бы собственные средства организаций потребительской кооперации, республиканского и местного бюджетов, кредиты банков, хотя только ими перечень источников финансирования, конечно же, не ограничивается.

— И на какой же, позвольте спросить, можно рассчитывать экономический эффект?

— Правильнее будет сказать — социально-экономический. Социальный эффект будет заключаться в росте уровня удовлетворения потребительских нужд сельского населения, а также увеличении его доходов, получаемых от продажи потребительской кооперации сельскохозяйственной, дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья. Экономическая же составляющая состоит в увеличении прибыльности отраслей потребкооперации и ликвидации убытков за счет наращивания объемов деятельности и снижения затрат.

— Спасибо за беседу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter