Чтобы не закупоривались транспортные артерии…

Число преступлений на транспорте снизилось почти вдвое

Без аварий, крушений и техногенных катастроф функционируют объекты транспорта нашей страны. За счет чего этого удалось добиться, выяснял корреспондент «Р» в беседе с первым заместителем Белорусского транспортного прокурора Олегом ШАНДАРОВИЧЕМ.

— Какое, Олег Станиславович, чрезвычайное происшествие на Белорусской железной дороге за последнее время оказалось самым громким?

— Достаточно давнее. Со станции Молодечно 23 января 2005 года отправился грузовой поезд сообщением Молодечно – станция Вайдотай. Им управляли машинист и его помощник из Молодечненского локомотивного депо. В пути следования они грубо нарушили требования правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В итоге состав с отключенной тормозной системой при скорости 40 километров в час на запрещающий сигнал входного светофора проследовал станцию Кяна Вильнюсского района Литовской Республики, взрезал два стрелочных перевода и за выходными светофорами на главном пути перегона столкнулся с грузовым поездом, ожидавшим пропуска на станцию.

В результате столкновения оказались поврежденными железнодорожные пути, локомотивы обоих поездов, 11 вагонов. Белорусской железной дороге причинен ущерб в сумме 452 млн. рублей. Такова оказалась цена одной ошибки.

После расследования данного крушения к уголовной ответственности привлечены машинист и помощник машиниста, а также еще 14 работников Белорусской железной дороги, из которых 6 уволены (освобождены от занимаемых должностей) и 8 привлечены к дисциплинарной ответственности. С тех пор прошло почти пять лет, но подобных происшествий на стальных магистралях не случалось.

— Но ведь объекты, за которыми вы вместе с помощниками осуществляете надзор, повышенной опасности. Что предпринимаете, чтобы не закупоривались транспортные артерии?

— В сферу надзора Белорусской транспортной прокуратуры входят более 700 транспортных предприятий, структурных и дочерних подразделений Белорусской железной дороги, гражданской авиации, речной и трубопроводный транспорт. На поднадзорных транспортным прокуратурам объектах в настоящее время работает более 147 000 человек. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится свыше 87 миллионов, а авиационным — 700 тысяч человек. Белорусской транспортной прокуратуре вместе с другими предприятиями поднадзорно и КДУП «Минский метрополитен», имеющее 25 действующих станций и линии общей протяженностью 30,6 километра, в подразделениях которого работают около 3500 человек.

Преступления, совершенные на объектах транспорта, усложняют мобильность самой транспортной системы. Хищения грузов, повреждения систем сигнализации, связи, энергообеспечения, преступления в поездах, на станциях и перегонах требуют максимально быстрого реагирования правоохранительных органов, специальных знаний организации работы транспортных предприятий. Кроме того, следствие по совершенным на транспорте преступлениям осложняется межрегиональным и межгосударственным характером правонарушений и требует координации действий транспортных правоохранительных органов на республиканском и межгосударственном уровне.

Несмотря на это, предпринимаемые транспортными прокуратурами меры по борьбе с преступностью и правонарушениями обусловили значительное снижение количества преступлений. Если в том же 2005 году на объектах транспорта их было совершено 2948, то в 2008-м этот показатель уменьшился почти в два раза и составил 1679 преступлений. Раскрываемость преступлений на транспорте является одной из самых высоких в республике. За девять месяцев нынешнего года зарегистрировано еще на 7,4 % меньше преступлений, чем за аналогичный период в прошлом году. Продолжает снижаться количество таких наиболее характерных для транспорта видов преступлений, как хулиганские действия (на 44 %), грабежи (на 31 %), мошенничество (на 10 %).

Уменьшение количества преступлений стало возможным благодаря проделанному транспортными прокурорами значительному объему работы по координации усилий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, комплексу предупредительно-профилактической работы, выполняемой прокуратурой. В текущем году Белорусская транспортная прокуратура существенно активизировала деятельность по выявлению коррупционных преступлений. В результате принятых мер координации за девять месяцев выявлено на 60,4 % больше коррупционных преступлений.

Основным направлением деятельности Белорусской транспортной прокуратуры является именно надзор за исполнением законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта, полетов воздушных судов, за соблюдением производственной дисциплины на поднадзорных предприятиях. Важной составляющей обеспечения безопасности является предотвращение угроз для граждан и окружающей среды, исходящих от транспортных средств как источников повышенной опасности. Технологически обеспечение указанного процесса включает в себя работу целой системы предприятий различных отраслей хозяйственной деятельности, находящихся в комплексе железной дороги, авиации, речного и трубопроводного транспорта. Именно организация качественного прокурорского надзора за работой каждого предприятия на каждой стадии обеспечения безопасности способствует безаварийной эксплуатации поездов и воздушных судов.

В последние годы органы Белорусской транспортной прокуратуры значительно активизировали надзор за законностью в транспортной отрасли, повысились его качество и эффективность. На выявленные нарушения законности должностным лицам вынесено 207 предписаний, руководителям предприятий транспорта внесено 189 представлений, более тысячи лиц привлечены к материальной, дисциплинарной и административной ответственности. В суды предъявлено более 200 исков о возмещении ущерба.

— И что это в итоге дало?

— Благодаря комплексной организации прокурорского надзора за состоянием законности на предприятиях транспорта республики удалось добиться стабильного функционирования предприятий и организаций транспорта, исключить случаи серьезных нарушений прав работников и трудовых коллективов. Благодаря значительной работе, направленной на профилактику травматизма, обеспечению взаимодействия служб железной дороги и транспортной милиции удалось достигнуть и закрепить положительную тенденцию снижения количества граждан, травмированных поездами. В текущем году наблюдается самый низкий показатель травматизма на протяжении последнего десятилетия. Закреплена тенденция снижения случаев травматизма граждан на производстве, количества авиационных событий и инцидентов, влияющих на безопасность полетов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter