Чтобы лес пилить, надо его любить

Европейцы предпочитают экологически подкованных поставщиков

Соблюдение экологических норм лесопользования ставится во главу угла европейскими потребителями продукции деревопереработки

С каждым годом мировая экономика наращивает объемы вредных выбросов, и «переварить» их планете становится все труднее: леса, легкие земли, также сокращаются. Недаром прагматичные европейцы нынче являются ярыми поборниками идеи «зеленого» производства и защиты лесов. И произрастающих не только в странах ЕС. На рынке продукции деревопереработки в Старом Свете главными конкурентными факторами уже являются не столько цена и качество, сколько гарантия соблюдения экологических норм при заготовке древесного сырья. Как утверждают эксперты, именно охрана природы в ближайшем будущем станет главным пропуском для поставщиков древесины и изделий из нее европейским потребителям. При такой позиции у белорусских лесозаготовителей и деревопереработчиков появляется дополнительный потенциал конкурентоспособности.

Чтобы крепко обосноваться на европейском рынке, необходимо завоевать общественное мнение, которое в «старых» странах ЕС обладает большим влиянием на экономику. Особенно когда дело касается экологии. Можно долго рассуждать на тему, что, вырубив большинство лесов в центральных областях континента, европейцы рьяно стали заботиться о сохранении чужих угодий. Но такова специфика рынка, с которой приходится считаться.

Согласно социологическим исследованиям, почти все европейцы считают «важным» или «очень важным», что поставляемая в ЕС древесина должна заготавливаться легально. В том числе и импортная. Правда, только 25 % респондентов уверены, что так оно и происходит, а 56 % полагают: часть реализуемой древесины «серенького» цвета.

Что больше всего волнует западных жителей в лесном хозяйстве? Около 87 % населения во главу угла ставят сохранение видового разнообразия животных и растений, 44 % ратуют за охрану природы, 13 % и 15 % европейцев волнуют проблемы загрязнения лесов и влияние их использования на климат – беспокоит их угроза глобального потепления. А вот экономическое использование зеленых массивов интересует только 8 % опрошенных. О важности заготовки древесины вспомнили только 40 %. Другими словами, акцент общественного мнения в западном мире сместился от потребительско-эксплуатационного к экологическому восприятию лесных угодий.

«Чтобы успешно продавать древесину в Евросоюз, необходимо показывать, как мы любим природу», — утверждает консультант европейского офиса МСОП Алексей Григорьев. Этот же тезис касается и США: чуть менее двух лет назад в стране приняли специальный закон, который обязывает поставщиков декларировать легальность заготовки древесины. В этом году уже начато несколько судебных процессов против компаний, которые предоставили не совсем достоверные документы. О необходимости специальной нормативной базы, запрещающей реализацию сомнительной продукции деревопереработки, ведутся дебаты и в Европе. Эксперты не исключают, что аналогичные американским законопроекты в ближайшее время могут быть разработаны и вступят в силу и в Старом Свете. К такому повороту событий необходимо серьезно готовиться производителям и экспортерам. В том числе и белорусским. Ведь Евросоюз – один из самых перспективных по возможности наращивания поставок для отечественных лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей. Но даже сейчас «экологически чистые» продавцы приобретают уважение и дополнительные конкурентные преимущества в глазах западных покупателей.

«В Беларуси практически отсутствует проблема незаконных рубок», — считает Алексей Григорьев. Но добиться успехов в лесопользовании внутри страны – полдела. Для улучшения экспортных позиций необходимо убедить в своих достижениях Европу. Причем как официальные власти, так и общественность. К мнению людей в ЕС относятся очень трепетно, оно не должно расходиться с официальной информацией, иначе возникает много вопросов.

Алексей Григорьев привел несколько примеров из российского опыта. По статистике, в этой стране незаконная добыча леса не превышает 1 %. Но в выступлениях Рослеснадзора звучат другие цифры: 10—20 %, а возможно, и больше. Расчеты взяты не с потолка, а явились результатом анализа космической съемки: с воздуха отчетливо видно, как на глазах исчезают целые лесные массивы, на месте которых образуются пустоши. Социологические вопросы утверждают: около 35 % россиян уверены, что в стране процветают массовые незаконные вырубки лесов. «Такое разночтение в данных всегда вызывает ряд подозрений и вопросов, — утверждает Алексей Григорьев. – Как минимум, придется давать много объяснений».

Эксперт уверен: у белорусской лесной отрасли есть все шансы закрепиться на рынках стран ЕС. База для этого в республике создана: вся древесина заготавливается легально, хорошо развито лесовосстановительное хозяйство, проводятся научные исследования, которые внедряются в практику. Кстати, в той же России лесоустроительная наука практически развалилась, и все чаще соседи обращаются за помощью к нашим специалистам. «В Беларуси подготовлен очень хороший доклад по лесному хозяйству», — отмечает Алексей Григорьев. Он уверен: западные эксперты в этой области будут удовлетворены и количеством, и качеством приведенной в исследовании информации. Однако по некоторым позициям следует еще поработать. В частности, не обнародована информация по сохранению животного и растительного мира в лесах. Стоило бы дополнительный акцент сделать на вкладе республики в борьбу с глобальным потеплением: в стране активно развивается отрасль производства древесного топлива, использование которого снижает объемы вредных выбросов в атмосферу и нивелирует парниковый эффект. По мнению специалиста, западные экологи высоко должны оценить белорусскую деятельность по ренатурализации болот. Экспортный потенциал у отечественных деревопереработчиков солидный. Но необходимо дальше работать над имиджем, активно привлекать средства массовой информации к освещению деятельности и позитивных инициатив в лесной отрасли. Словом, заниматься пиаром в самом широком смысле этого слова. Говоря проще, если сам себя не расхвалишь на весь мир, то другие могут долго не замечать высоких достижений, руководствуясь стереотипами, навеянными либо положением дел у соседей, либо представлениями десяти-двадцатилетней давности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter