Чтобы лечиться, надо быть здоровым

Гийом Депардье, сын знаменитого Жерара Депардье, подал в суд на врачей.
Гийом Депардье, сын знаменитого Жерара Депардье, подал в суд на врачей. После одной из операций на раздробленном в аварии колене в больнице ему занесли инфекцию - стафилококк. Чтобы спасти актеру жизнь, ногу пришлось ампутировать. После выступления молодого Депардье в прессе его буквально завалили письмами с аналогичными рассказами, а министерство здравоохранения этой страны решило составить и обнародовать список медицинских учреждений с высокой степенью "инфекционного риска". Оно и понятно: подцепить грипп в разгар эпидемии в очереди в поликлинике - это одно, лечь же в больницу с аппендицитом, а выйти, скажем, с гепатитом - совсем другое. В 1993 году Алла Пугачева, стремясь довести свою фигуру до совершенства, тоже стала жертвой внутрибольничной инфекции (ВБИ). Сильнейший сепсис. Врачи едва спасли ей жизнь... Увы, от этих инфекций не застрахован никто - ни пациенты, ни медики. Они подстерегают человека в самых посещаемых отделениях больниц, роддомов - интенсивной терапии, травматологии, хирургии, реанимации...

По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, жертвами ВБИ в стране становятся 0,3 - 0,5 процента всех госпитализированных. Не верите? Никто не верит. Во всем мире от 6 до 9 процентов пациентов подвержены госпитальным инфекциям. Скажем, в Америке, помешанной на стерильности, ежегодно около 5 процентов больных, поступающих в стационары, подхватывают там новую хворь. Вот и наших медиков отсутствие вопиющей статистики настораживает - имеющиеся цифры слишком малы, чтобы быть правдой. Главный научный сотрудник лаборатории внутрибольничных инфекций БГМУ Анатолий Адарченко больше верит тому, что каждый третий, лечившийся в стационаре, переболел ВБИ.

Конечно, во всем можно винить самих пациентов, ведь именно они ходят друг к другу в гости, разнося болезнетворные микробы. Но статистику не обманешь: в прошлом году в 40 процентах случаев ВБИ источником инфекции стали медработники. Некачественно продезинфицированные инструменты и приборы, плохо обработанные руки плюс активное использование антибиотиков... Причем тут антибиотики? А при том, что они порождают "госпитальные штаммы" - микробы, устойчивые ко многим лекарствам, способные выживать в экстремальных условиях: ни кварцевание, ни санобработка не в силах покончить с ними раз и навсегда. Но что самое парадоксальное - с развитием медицины риск заражения не уменьшается: чем сложнее аппаратура, тем труднее ее дезинфицировать.

Причиной ВБИ может стать даже неправильно сделанная инъекция. В некоторых странах виновных наказывает суд. У нас, правда, таких прецедентов пока не было. А вот в США ежегодный ущерб, наносимый ВБИ, оценивается в 3,5 миллиарда долларов, и с каждым годом эта сумма становится больше - за права пациентов сражаются страховые компании.

- Будь у нас медицинское страхование таким же обычным делом, как на Западе, инфекционный контроль в больницах стал бы еще жестче, - считает Анатолий Адарченко.

Ну а пока ВБИ является причиной смерти каждого четвертого новорожденного. Такое неравнодушие микробов к младенцам главный специалист Минздрава по эпидемиологии и профилактике внутрибольничных инфекций профессор Михаил Римжа объясняет так: у новорожденного очень тонкий слой роговых клеток - барьер от вредных микробов можно повредить простым прикосновением. Но это не все.

- В конце 80-х в двух могилевских роддомах случилась вспышка мастита, им заболели 200 молодых мам. Источником инфекции оказалось постельное белье, - рассказывает Михаил Римжа. - Обошлось без летальных исходов, но хирургического вмешательства, а в некоторых случаях и ампутации груди избежать, к сожалению, не удалось.

А что же женщины? Они, возможно, до сих пор не подозревают, что стали жертвами внутрибольничной инфекции. За границей роддома, где поселяется золотистый стафилококк (а именно он вызывает мастит), иногда разрушают до основания. Наши специалисты не видят в этом смысла: где гарантия, что он не поселится в новом здании? Поэтому раз в полгода роддома просто закрывают на "мойку" - дезинфекцию с косметическим ремонтом.

Так ли уж непобедимы внутрибольничные инфекции? ВОЗ объявила 2003-й годом борьбы и профилактики ВБИ. Есть ли шансы найти управу? Михаил Римжа и Анатолий Адарченко уверены: свести их к минимуму можно. Скажем, для начала по возможности уменьшив количество дней, которые пациенты проводят на больничной койке. Следующий шаг - переход (где это реально) от стационарного лечения к амбулаторному или дневному стационару. И, как это ни банально звучит, гигиена и еще раз гигиена - без нее держать ВБИ "в узде" не удастся. И касается это не только медперсонала. Допустим, хирург идеально сделал операцию, а пациент потрогал руками еще незаживший шов, занес микробы - вот вам и ВБИ. Вот только врач здесь ни при чем. Ну и, конечно же, нужны достоверные сведения о распространенности ВБИ. За последние 10 лет в стране не было ни одной вспышки ВБИ. Многие специалисты говорят, что это - чудо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter