Чтобы инновации не буксовали

Дорожники разработали паспорт для внедрения ноу-хау

Новаторский подход к рациональному использованию средств, выделяемых государством для поддержания и совершенствования дорожной сети, ставится во главу угла деятельности дорожного хозяйства

Работает оно в этом направлении не хуже, чем другие отрасли, а может быть, и лучше. Задания по экономии финансов и энергоресурсов успешно выполняются, изыскиваются резервы, внедряются в производство современные технологии и материалы. Так, экономический эффект от внедрения новых технологий и материалов за два предыдущих года составил 18,4 миллиарда рублей, а затраты на проведение научно-исследовательских работ за этот же период времени — 4,8 миллиарда рублей.

Весомы достигнутые результаты и у отраслевой науки. Реальный экономический эффект от внедряемых ею инноваций растет, в то же время финансовые затраты на разработки снижаются. В Беларуси они составляют 0,15 процента от всей суммы Республиканского дорожного фонда, в европейских странах – около 2 процентов, в России – 1,5 процента. Неудивительно, что инновационный опыт наших дорожников перенимают другие организации и предприятия, специалисты из России, Украины и иных стран, что позволяет получать и валютные средства.

Несколько лет назад подобные результаты можно было приветствовать, нынешняя же экономическая ситуация вынуждает посмотреть на них под иным углом. Руководство Беларуси, Министерство транспорта и коммуникаций и департамент «Белавтодор» в условиях жестких рыночных отношений нацеливают дорожные предприятия на оптимальные показатели. Более широкое применение в дорожном деле новейших и наиболее экономичных достижений как зарубежных, так и отечественных научных коллективов вынуждает многое переосмыслить. Заказчики и подрядчики, проектировщики и отраслевая наука должны идти в ногу со временем, а не придерживаться устоявшихся позиций. При современном уровне требований выявляются недостатки проектно-изыскательских работ в принятии более эффективных решений. Возникает порой острая необходимость оптимизировать объемы и стоимость проектно-изыскательских работ и соответствующей документации. Нужно также поднять на иной уровень деятельность и ответственность специалистов «БелдорНИИ» за внедрение научных разработок в производство. Это научное учреждение в стране на хорошем счету. Но далеко еще не исчерпаны резервы в более широком применении разработок его сотрудников. С одной стороны, довольно успешно, например, внедрены в отраслевых организациях и предприятиях щебеночно-мастичный асфальтобетон, технология устройства тонких слоев ТОНФРИЗ, мембранная технология, двухъярусные свайные опоры в мостовом строительстве и другие. С другой — ряд хороших разработок многими из них используется недостаточно. К примеру, применение пропиточного состава для реабилитации асфальтобетонных покрытий, асфальтобетонные смеси с использованием вторичных продуктов – дефеката (отходов сахарного производства) и резиновой крошки, сводчатых плит в пролетных строениях малых мостов и т.д. Как показала практика, семинары на предприятиях позволили повысить уровень знаний соответствующих служб дорожных предприятий. Однако они не в должной мере повлияли на ход использования новых технологий.

Рассмотрению этих и иных проблем было посвящено не одно заседание коллегий Министерства транспорта и коммуникаций и департамента «Белавтодор». По их итогам выработан ряд конкретных решений, реализация которых позволит оптимизировать вопросы рационального использования средств отраслевыми организациями, а также продвинет вперед внедренческий процесс.

С учетом новых требований подготовлены «Стратегические направления развития дорожной науки на 2010-й и 2011—2015 годы». В разделах дорожное, мостовое строительство, безопасность и содержание дорог, совершенствование технической нормативной базы определены конкретные направления, которые потребуют от отраслевой науки эффективных решений общеевропейского уровня. А это диктует необходимость усовершенствования системы организации и управления процессом внедрения инноваций, создания отлаженного механизма их практической реализации. По поручению руководства «Белавтодора» специалистами «БелдорНИИ» подготовлен такой документ — паспорт разработки и внедрения НИОКР. В нем содержится основная информация о движении от теории к практике конкретной научной разработки: сведения о производственной апробации, о результатах мониторинга, о планируемом внедрении, экономической эффективности разработки, результаты использования в течение 3—5 лет. Тем самым в паспорте приведены к единому знаменателю все этапы движения научной разработки, вплоть до ее внедрения. Сведения паспорта размещаются на интернет-сайте, что предоставляет возможность заинтересованным организациям и предприятиям делать соответствующие выводы. Наличие данного документа также позволяет «Белавтодору» осуществлять контроль за ходом использования той или иной разработки.

Немаловажно и то, что механизм внедрения рассчитан на перспективу. Ведь каждая организация будет составлять план по внедрению научных разработок по годам и представлять его на утверждение в штаб дорожной отрасли. А департамент сможет вносить свои коррективы в сторону их улучшения. Недавно было принято решение и о том, что организации дорожного хозяйства при выдаче заданий на проектирование строительства и ремонта магистралей обязаны согласовывать их с «БелдорНИИ». Это даст возможность корректировать будущие проекты в сторону применения новаторских решений.

Чтобы инновационное дело не буксовало на практике, также должна быть прямая заинтересованность заказчиков и подрядчиков в итоговых результатах внедрения новых разработок в производство. Нельзя гасить их инициативу. Потенциальный подрядчик должен участвовать в рассмотрении и утверждении проекта на выполнение дорожных работ. Вместе с тем руководство «Белгипродора» считает, что на стадии его практической реализации недопустимы изменения, которые, как правило, ухудшают проектные решения.

Требует дальнейшего совершенствования и нормативно-правовая база. Все привыкли определять конкретный экономический эффект от внедрения той или иной разработки. А как вычислить его из новшеств, например, касающихся безопасности дорожного движения, экологической безопасности, стандартизации, улучшения отдельных показателей качества продукции, имеющих социальный эффект?! Пока это не представляется возможным выразить в денежном исчислении. Поэтому необходима актуализация данной проблемы в виде соответствующего положения или регламента.

В настоящее время проходит согласование проект постановления Совета Министров Беларуси, разработанный Государственным комитетом по науке и технологиям, «Об оценке результативности деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки за счет средств республиканского бюджета», в соответствии с которым будет подготовлен ряд документов, направленных на повышение эффективности работы научных структур.

На снимке: на магистрали М1/Е30 производится укладка асфальта по новой технологии — «Новочип».

Фото: Михаил ЛЕЩЕНКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter