Министерство культуры подвело итоги работы в 2014 году

Что в итоге

Незлобивые заметки с серьезного мероприятия

В культуре у нас все отлично. Во всяком случае, такое впечатление могло сложиться о деятельности отрасли у случайного гостя, забредшего вдруг на коллегию Министерства культуры по итогам работы в 2014 году. Пятничное мероприятие проходило в Молодежном театре, недавно отремонтированном здании на Козлова, 17 в Минске. Славный в советское время своими джазовыми вечерами бывший городской Дом культуры превратился нынче в маленький Эрмитаж с благородными интерьерами, роскошными люстрами и увесистыми портьерами. Труппе Молодежного — только позавидовать: особняк роскошный, сюда не зазорно самых взыскательных зрителей приглашать, а коллегию здесь провести — ослепительная идея. Высоких гостей во главе с министром культуры Борисом Светловым в холле театра встречал струнный квартет, настраивая обычно озлобленных творцов на особый миролюбивый и философский лад.

Фото  Александра  РУЖЕЧКА
Фото  Александра  РУЖЕЧКА

В зале — аншлаг: сотни причастных к отечественной культуре деятелей, видимо, собрались в этот день поговорить о наболевшем. Первым слово взял министр, зачитав доклад, из которого стало ясно, что ход реализации программы «Культура Беларуси», завершившейся в 2014 году, в целом удовлетворительный. Затем специалисты–практики из разных сфер — музыки, кино, народного творчества, изобразительного искусства — зачитали доклады покороче. Далее г–н Светлов предложил всем участникам коллегии держать слово, выступать с мест, не сдерживать свои эмоции и требовать, требовать, требовать. В ответ — тишина. Очевидно, успехи отрасли говорят сами за себя, обсудить на высоком собрании коллегам было нечего. На том одобрив и разошлись.

Фото  БЕЛТА
Фото  БЕЛТА

Действительно, доклады спикеров были довольно исчерпывающими. Цифры звучали просто ошеломительные. По словам специалистов, каждый третий белорус активно пользуется услугами библиотек. Положительная динамика у нас и в музеях: по сравнению с предыдущим годом на 413 тысяч человек стали чаще посещать экспозиции. И это, скажу скромно от себя, на ужасающем фоне кинопроката: в 2014–м мы стали посещать кинотеатры реже, заполняемость залов упала почти на полтора миллиона зрителей. С такой просвещенной публикой, вероятно, скоро в филармонию будет не попасть: соотечественники предпочитают тихие читальные и музейные залы разрушающей эстетике попкорновых кинотеатров.

Фото  БЕЛТА
Фото  БЕЛТА

Однако без особого оптимизма смотрит директор Белгосфиларфонии Александр Гарбар на будущее классической музыки. Его доклад, кстати, заметнее остальных оживил присутствующих, когда Александр Валентинович воскликнул с трибуны:

— Почему молодежь сегодня знает Сергея Лазарева и Макса Коржа, но не знает Моцарта и Бетховена?

Ответ, по мнению Гарбара, на этот важнейший вопрос кроется в СМИ: мало современные телевидение и газеты уделяют внимания классической музыке, как результат — низкая общая подготовленность публики к восприятию вечных шедевров. С этим стоит согласиться: человечество тупеет, потребляя интеллектуальный и духовный фастфуд. В таких условиях, заметил Александр Валентинович, совершенно невыносимо выполнять требования Министерства культуры по заполняемости залов, где спрос с гастролеров–звезд вроде участников фестиваля Башмета и никому не известных отечественных музыкантов одинаковый. Но разве могут наши Кортесы тягаться с их Спиваковыми? Отсюда, резюмировал Гарбар, если мы все же хотим пропагандировать отечественную музыкальную культуру, необходимо снять с наших исполнителей пресловутые «показатели по заполняемости».

Фото  Виталия  ГИЛЯ
Фото  Виталия  ГИЛЯ

Собственно говоря, выступление Гарбара задало, так сказать, тон всей коллегии. Критиковал «показатели по заполняемости» и Владимир Карачевский, директор театра белорусской драматургии. Владимир Михайлович предложил  проводить в стране фестиваль современной белорусской драматургии, выпустить посвященную ей же антологию. А также провести конкурс среди ныне живущих драматургов на лучшую пьесу о Франциске Скорине, юбилей которого мы будем праздновать в 2017 году. В скобках отметим, что руководители культурных учреждений любят мыслить категориями памятных дат и юбилеев и совсем мало интересуются днем сегодняшним, какими–то реальными проблемами той же молодежи. Пьеса про Франциска Скорину — дело хорошее, но в репертуаре театров должны идти спектакли и про сей день.

Та же петрушка с кино получилась. В прошлом году из бюджета было выделено пять миллионов долларов на национальный кинопроект «Мы братья». Стоило ли складывать весь бюджет в одну корзину, точнее, в одну эту картину, покажет время — прокат запланирован на конец 2015 года. По словам министра культуры как организатора проекта «Мы братья», все идет по графику:

— Я уже посмотрел этот фильм. Он получился на высоком художественном уровне.

На вопрос, ожидает ли министерство возврат этих денег, как и тех 60 миллиардов рублей, которые планируется выделить на кино из бюджета на 2015 год, Борис Владимирович ответил:

— Было бы хорошо, конечно, возвращать назад эти деньги. Но сегодня существует такой порядок в мировом кинопроизводстве, что бюджетные средства, потраченные на национальные фильмы, очень редко возвращаются назад. У нас кино в первую очередь исполняет культурную миссию. Государство вкладывает в него, возвращая в виде капитала, который прошел через сердце и душу населения.

Правда, не до конца ясным остается, какой смысл вкладывать деньги в пропагандистскую пьесу, симфонию или фильм, которые заведомо окажутся творчески неудачными или провалятся на публике. Над этими вопросами коллеги и будут думать в ближайшее время. Для этого Министерство культуры предлагает 2016 год объявить Годом культуры.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 25 (24655). Вторник, 10 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter