Что в адресе моем?

Препятствием к законопослушанию многих небольших фирм стал запрет на регистрацию их в жилых помещениях многоквартирных домов.
Препятствием к законопослушанию многих небольших фирм стал запрет на регистрацию их в жилых помещениях многоквартирных домов. Но в Минске, например, более половины предприятий, не исполнивших требование Декрета Президента N 22 от 16 ноября 2000 года о перерегистрации, своим юридическим адресом в учредительных документах назвали домашний. Дает ли им законодательство возможность оставить все, как есть? На этот вопрос попытались ответить юристы проекта МФК "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси".

По статье 50 нового Гражданского кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации или адресом, который и указывается в его учредительных документах. Понятие "место нахождения юридического лица" зачастую отождествляют с термином "место размещения предприятия, учреждения и организации". Но "размещение" ("расположение") означает совершение действий по отношению к каким-либо материальным объектам (например, размещение офиса, склада, конторы, мастерской и т.п. как определенных имущественных комплексов - офисной техники, оборудования и т.д.).

Совершенно иная ситуация складывается с определением в законодательстве и на практике места нахождения юридического лица (то есть "юридического адреса"), а также вытекающим из этого порядком его согласования и регистрации в уполномоченных государственных органах. Причем это касается как вновь создающихся юридических лиц, так и ранее созданных.

Решающее значение в данном случае имеет совокупность установленных законодательством (ст. 44 ГК) и теорией права признаков, характеризующих понятие "юридического лица" как субъекта права, то есть нематериального объекта, о "размещении" которого не может быть речи. Одним из таких признаков является имущественная обособленность юридического лица, что отнюдь не означает обязательного наличия имущества у соответствующего юридического лица. Иными словами, юридическое лицо, обладая возможностью иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, тем не менее не является материальным объектом, который может быть физически размещен (расположен) в пространстве.

Кроме того, создание юридического лица, как правило, не сопряжено с немедленным появлением у него материальных объектов, требующих определенного места (площадей) для их размещения, хотя, что касается коммерческих организаций, всегда связано с формированием уставного фонда, который обычно в денежной форме аккумулируется на специальном счете в банке. Внесение неденежных (имущественных) вкладов в качестве уставного капитала также не предполагает обязательного физического перемещения имущества к зарегистрированному месту нахождения юридического лица. Для этого могут быть использованы (что и происходит на практике) арендуемые помещения.

Для осуществления предусмотренных уставом организации видов деятельности, проведения заседаний ее органов управления также не требуется обязательное использование помещения по адресу, зарегистрированному как место нахождения юридического лица, а иногда это и невозможно согласно требованиям законодательства (так, например, многие виды производственной деятельности всегда требуют наличия отдельных специально оборудованных помещений (цехов), для чего на практике часто используются взятые в наем площади).

Аргументом в пользу позиции о возможности регистрации места нахождения организации в жилых помещениях является также предусмотренная декретом регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей по домашнему адресу. Будучи субъектами хозяйствования, индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, вправе приобретать имущество. Тем не менее использование такого имущества в предпринимательских целях не связывается декретом с необходимостью его размещения по адресу регистрации таких субъектов хозяйствования (в жилых помещениях) и осуществления там же хозяйственной деятельности.

Таким образом, представляется бесспорной позиция о необходимости четкой дифференциации требований государственных органов при определении условий и порядка регистрации места нахождения юридических лиц и согласования места размещения предприятий, учреждений, организаций. Отказ государственных органов в регистрации места нахождения юридического лица по адресу расположения жилых помещений на том основании, что размещение организаций в жилых домах требует специального согласования (либо запрещено), не соответствует требованиям действующего законодательства, так как не предполагает и не обязывает в связи с такой регистрацией производить использование указанных помещений для осуществления хозяйственной и иной деятельности, несовместимой с целевым назначением жилья.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter