Что стоит за санкциями Евросоюза?

Новый виток конфликта ЕС и Беларуси, несмотря на то что Брюссель его пытается оправдать исключительно “борьбой за права человека”, имеет все же гораздо более сложную природу.

Новый виток конфликта ЕС и Беларуси, несмотря на то что Брюссель его пытается оправдать исключительно “борьбой за права человека”, имеет все же гораздо более сложную природу. Немецкий политолог, специалист по странам СНГ, директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александр Рар по этому поводу лаконично отметил: “Нынешнее противостояние возникло на пустом месте. Беларусь на самом деле не угрожает ни экономическим, ни политическим, ни территориальным интересам Запада”. Так что же тогда происходит?

Глобальная политика сегодня — это сложный клубок из национальных интересов и противоречий. Еще Сэмюэль Хантингтон почти два десятилетия назад обозначил движущую силу истории как столкновение цивилизаций. Есть Запад и Восток. Есть Китай, Индия и арабские государства. Между этими центрами бывают разные периоды. Притяжение сменяется отторжением. И так цикл за циклом. Эпоха западного безраздельного влияния на постсоветские государства завершается глубочайшим кризисом на самой территории “золотого миллиарда”. И сегодня уже набирают силу обратные процессы. Идет формирование региональных союзов. В орбиту белорусско-российской интеграции включился Казахстан. Киев рассматривает возможность присоединения к ЕЭП. Это настораживает Брюссель и вызывает гневные отповеди еврочиновников. Санкции ЕС против Беларуси — видимая вершина геополитического айсберга, дрейфующего в восточном направлении?
Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси, уверен, что давление одной страны на другую продиктовано в первую очередь желанием переориентировать внешнюю политику неуступчивых. А изменения, которые в последующем могут произойти в самой “переформатируемой” стране, вторичны в глобальных масштабах. Например, государства, входящие в западную орбиту, “арабская весна” миновала. Зато после Ливии все усилия ЕС и США теперь сконцентрированы на Сирии. Хотя Дамаск по сравнению с некоторыми ближневосточными монархиями — это оазис демократии. Но именно против Дамаска вводятся все новые и новые санкции.
Впрочем, их эффективность никогда еще в мировой истории не была хоть сколь-нибудь значимой. И очередное включение в список невъездных в ЕС более двадцати граждан Беларуси (причем не занимающих высоких должностей), и рассмотрение о “пристегивании” сюда же  еще и бизнесменов — это можно объяснить только намеренным обострением ситуации. Но почему в Брюсселе именно сейчас возобладала агрессивная риторика, а голоса за расширение контактов утонули среди воинственного клича? Конечно, можно в этом видеть начало реализации “многоходовки” к запланированным на осень выборам в белорусский парламент. Но сегодня более важно понимание, какой есть выход из политического лабиринта.
На днях секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев после переговоров в Минске с Александром Лукашенко отметил, что в Европе существуют разные режимы: монархия, президентская, парламентская формы правления. “Но никто не говорит, что они недемократичны. Почему же ставится под сомнение демократичность страны, где есть конституция, почему считают возможным введение в том или ином случае санкций, ограничений? Это что, приводит к положительным результатам, помогает народам между собой теснее общаться? Ничего подобного. Эти решения позитивных результатов не дают”. И далее: “Позитив может быть только тогда, когда идут переговоры, достигаются компромиссы, и эта политика осуществляется дипломатическими методами”.
Белорусская сторона однозначно заявила, что готова к поиску путей налаживания отношений с Западом, и как первой никогда не предпринимала шагов к конфронтации, так и не намерена этого делать в будущем. Но в то же время, если не противостоять все усиливающимся попыткам диктата и не обращать внимания на стремление, например, Вашингтона или Брюсселя решать в чиновничьих кабинетах судьбу другой страны, тогда вопрос о суверенитете может стать чисто риторическим. Что же касается расширения санкций, то ЕС уже недалеко и до абсурда. Следуя западной логике, в список невъездных можно включать всех граждан Беларуси, которые платят налоги. Потому что своими налогами они поддерживают государство. Дойдет ли до этого? И какая в таком случае Беларусь была бы приемлемой для ЕС?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter