Что нового в новом ХПК? Универсальный и гибкий инструмент для разрешения конфликтов

7 марта 2005 года в Беларуси вступит в силу новый Хозяйственно-процессуальный кодекс. Чем вызвано его принятие и какие принципиальные новшества содержит новый кодекс? Вот что, в частности, сказал на этот счет председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь Виктор КАМЕНКОВ в интервью журналу «Экономика Беларуси».
7 марта 2005 года в Беларуси вступит в силу новый Хозяйственно-процессуальный кодекс. Чем вызвано его принятие и какие принципиальные новшества содержит новый кодекс? Вот что, в частности, сказал на этот счет председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь Виктор КАМЕНКОВ в интервью журналу «Экономика Беларуси». — Количество обращений в суды, а также характер судебных споров отражают социально-экономические процессы, происходящие в государстве. Как только возникает определенная проблема в сфере экономики – на стол судьям кладутся многочисленные и далеко не однозначные дела. От законности же выносимых судами решений в национальной экономике зависит многое. Особенно это касается установления четкого порядка правовых отношений между субъектами предпринимательской деятельности. Кроме того, от принятых судами решений зависит судьба предприятия-должника. Оказаться на пороге экономической несостоятельности несложно, а вот выбраться из экономического кризиса иногда бывает невозможно. То есть правоприменительная практика выносит на поверхность проблемы законодательства, регулирующие экономические отношения. По этой причине кому, как не представителям системы хозяйственного правосудия, следует участвовать в совершенствовании действующего в республике законодательства. Непосредственными разработчиками нового Хозяйственно-процессуального кодекса (ХПК), который вступит в силу 7 марта 2005 года, являлись именно судьи и специалисты Высшего хозяйственного суда. Сразу отмечу, что новая редакция ХПК имеет ряд достоинств, благодаря которым расширятся возможности разрешения экономических споров, более эффективно будут защищаться права и интересы участников процесса всех форм собственности. Убежден, что применение положений нового ХПК скажется и на развитии в республике свободной конкуренции, и на углублении экономических реформ. А это немаловажно, так как обеспечение принципа равенства спорящих сторон соответствует мировым и европейским принципам судопроизводства. Ряд норм нового ХПК направлено на повышение оперативности правосудия. Процесс должен быть динамичным, так как Хозяйственный суд по своей сути является судом экономическим, а рубль должен работать. Поэтому новшеством кодекса является введение такого понятия, как «процессуальная экономия». Ее суть — рассмотрение дел в максимально короткие сроки. Совершенно новым положением кодекса является и норма о праве не участвующих в деле лиц (если суд принял судебное постановление относительно их прав и обязанностей) обжаловать судебный акт. Кроме того, появились такие новые нормы, как «Дополнительная и повторная экспертиза», «Заключение государственного органа или органа местного самоуправления». Расширены права и обязанности эксперта, свидетеля, переводчика и понятого. Еще одно новшество. Новая редакция ХПК позволяет оказывать участникам процесса помощь в урегулировании их спора, не доводя дело до суда. Новую стадию хозяйственного процесса называют посреднической. Данная процедура будет предшествовать судебному разбирательству. Смысл ее в том, чтобы без суда, но с его помощью и под его контролем попытаться урегулировать спор между сторонами. Уверен, эти нововведения удешевят хозяйственный процесс и ускорят его, повысят степень доверия к правосудию. Тем более что в хозяйственном судопроизводстве рассматриваются споры экономического характера, где достаточно важное значение имеет принцип «не навреди». Это особенно важно в отношениях с инвесторами, монополистами, во внешней торговле. С момента вступления в силу нового кодекса судьи получат универсальный и гибкий инструмент для разрешения самых неожиданных и запутанных конфликтов. В новой редакции ХПК предусмотрены не три, а четыре инстанции по пересмотру постановлений Хозяйственного суда. Первая инстанция рассматривает все дела, отнесенные к ведению хозяйственных судов, по существу. Вторая инстанция — апелляционная. Ее основное предназначение – устранение ошибок и недостатков, допущенных судом первой инстанции. Третья инстанция – кассационная – состоит в проверке законности обжалования судебных актов и в устранении нарушений закона. С введением нового законодательства дела в порядке кассации будут рассматриваться не в хозяйственных судах областей и города Минска, а исключительно специально создаваемой для этого кассационной коллегией ВХС. Четвертая инстанция – надзорная. Полномочия по пересмотру дел в порядке надзора сосредотачиваются в Высшем хозяйственном суде республики, где дела в порядке надзора будут рассматриваться президиумом и пленумом ВХС. Немаловажно, что новый ХПК отвечает всем международным требованиям, так как в его тексте присутствует большое количество норм, содержащих ссылки на международно-правовые акты. К тому же в кодексе приоритетная роль отдается международным договорам в случае несогласованности их с положениями национального законодательства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter