Что имеем - сохраним?

Точнее, о том, как мы к нему равнодушны.
Точнее, о том, как мы к нему равнодушны. Десятилетиями чиновники ссылаются на разрушительные последствия войн и нехватку денежных средств на охрану памятников культуры. Конечно, сейчас у нас много других, прежде всего экономических, проблем. И все же до боли горько и обидно смотреть, как разрушаются и так уже немногие оставшиеся памятники белорусской истории и культуры. Такое положение дел вряд ли изменится до тех пор, пока бережное отношение к историческому и культурному наследию не будет возведено в ранг государственной политики и закреплено законодательно. Так считают многие специалисты, которые занимаются этими проблемами. Своим видением ситуации поделился с корреспондентом "СБ" один из них - кандидат юридических наук, доцент Гродненского государственного университета Игорь МАРТЫНЕНКО

: - Начнем с того, что пока охрана памятников истории и культуры остается ведомственной проблемой. Статус историко-культурной ценности объекты сейчас получают по решению департамента при Министерстве культуры, хотя на самом деле это прерогатива правительства республики. Сегодня в нашей стране действует Закон "Об охране историко-культурного наследия", принятый в 1992 году. Он не только не приводит в систему правовые акты по охране памятников культуры, а напротив, порождает новые вопросы. Первый: кто и как должен вести государственный учет историко-культурных ценностей. Сейчас в Беларуси под охраной государства находится 15.769 историко-культурных ценностей. Причем под прямое действие закона подпадает меньше 3 процентов всех выявленных и охраняемых законом объектов историко-культурного наследия. Остальные памятники остались в утвержденных Советом Министров государственных списках 1988 года. А разные списки - это и разный правовой режим учета, вплоть до возможности исключения из них того или иного памятника под видом утраты им своих ценностных качеств.

В ближайшее время должен быть разработан и утвержден порядок ведения и публикации Государственного списка историко-культурных ценностей. А в соответствии с постановлением Совета Министров N 1085, принятым в июле прошлого года, за 2001 - 2003 годы будет проводиться паспортизация историко-культурных ценностей Минска и Гродно. Однако и эти меры по улучшению государственного учета не дадут полную картину сохранности памятников. На мой взгляд, нужно провести национальный мониторинг состояния и использования историко-культурных ценностей, предметов музейного, архивного и библиотечного фондов. Он поможет определить состояние памятников истории и культуры, выполнение собственником и пользователем требований охранного обязательства и условий договора в части проведения ремонтно-реставрационных работ. Например, в 1999 году в Гродно произошел пожар в здании второй половины XVIII века по улице Дзержинского. И таких примеров немало.

Сохранение нашего исторического богатства - это не только престиж государства, но и возможность привлечения в страну дополнительных инвестиций, огромные перспективы для развития туристического бизнеса. Словом, защита исторического и культурного наследия должна стать по-государственному масштабной. Иначе наши потомки будут считать памятниками белорусской истории и культуры стандартные многоэтажки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter