Что город — то норов, что деревня — то обычай

Почему не удается разделить коммунальные отходы
Почему не удается разделить коммунальные отходы

Не так давно жителям бывшей деревни Цна, ставшей частью Минска, раздали контейнеры. Новенькие, яркие. Синий — для макулатуры, желтый — для пластмассы, зеленый — для других отходов. И объяснили, что отныне образующийся в домовладениях мусор им придется сортировать. Народ инициативу местной жилищно–эксплуатационной службы пока дружно... игнорирует.

— Вчера в первый раз машину туда отправили, с грузчиком, — исполняющий обязанности заместителя директора по производству «Спецкоммунавтотранса» Александр Гамбалевский крайне недоволен, — вывезли отходов ноль.

Это не первый неудавшийся опыт приобщения крупнейшего предприятия по очистке города к программе раздельного сбора коммунальных отходов. Несколько лет назад она стартовала в Западном поселке. «Сейчас там работает частное предприятие «Экология города», — рассказывает Геннадий Трубило, заместитель директора по благоустройству Заводского ЖРЭО, – 326 частных домовладельцев получили специальные контейнеры. К концу нынешнего года планируем эту цифру увеличить вдвое — 800 контейнеров уже лежат на складе. Еще 527 жителей городских усадеб собирают стекло, бумагу и пластик просто в полиэтиленовые пакеты. Всего в районе более 3 тысяч индивидуальных домов».

...Останавливаемся у одного из домов по 2–му Детскому переулку в Западном поселке. У забора заметно возвышается горка металлолома. А во дворе — три ярких контейнера.

— Сортируете мусор? — интересуюсь у хозяина Александра Чеблукова.

— Нет. А зачем? — отвечает. — Если потом приезжает машина и сваливает все вместе без разбора. Вот с осени приготовил металлолом, звонил на фирму, просил: заберите. Думаете, взяли?

Его сосед, пенсионер Михаил Герасимович, решивший полюбопытствовать, по какому поводу собрание, более оптимистичен:

— Кажется, в прошлое воскресенье в 9 утра приехала мусорная машина, я контейнер выкатил. Выгрузили. Буду снова наполнять.

— И что, пластиковые и стеклянные бутылки грузили отдельно?

— Так нет у меня бутылок, не пью я...

Идем дальше. Звоню в дверь еще одного довольно респектабельного дома.

— О чем это вы? — удивляется моему вопросу насчет раздельного сбора мусора вышедший на крыльцо хозяин. — Собрали только один раз, выставили за забор (специально ждать, когда будет машина, уж, извините, не могу), приезжаю вечером домой — одного контейнера нет. Наверное, бомжи утянули вместе с содержимым. Теперь придется выплачивать его стоимость. Хотите мое мнение? Совершенно глупая затея. Почему не сделать, как в западных странах: на отдельной площадке (лично видел) стоит общий контейнер, причем сконструирован он так, что бросить бутылку туда можно, а вынуть уже нельзя. Около 2,3 тысячи контейнеров для раздельного сбора мусора были куплены городскими службами Минска в Германии. В тендере наряду с посреднической фирмой–поставщиком участвовал Борисовский завод пластмассовых изделий, но не выдержал конкуренции. Говорят, его контейнерное производство не сертифицировано по международным стандартам и продукция дороже. Кстати, немецкий контейнер стоит около 35 евро. Итого: 200 миллионов рублей из Фонда охраны природы пошли на то, чтобы окончательно поссорить жильцов с коммунальниками. Одним теперь придется каким–то образом заставить частных домовладельцев использовать контейнеры по назначению, другим, например, брать отгул каждый последний четверг месяца. ПЭТ–бутылку в Цне забирают именно в этот день с 9.00 до 12.00. Просто выставить контейнеры возле забора, как мы убедились, можно только один раз... Что касается макулатуры, то ее собрать с частных домовладений и вовсе нереально: активно утилизируется в печах и каминах.

Между тем изучить опыт раздельного сбора мусора в частной застройке, прежде чем распространять его дальше, не составляло большого труда. По словам заместителя директора фирмы «Экология города» Владимира Кульбицкого, «люди сбрасывают все в одну кучу, хоть контейнеры им ставь, хоть пластиковые пакеты. Привозим мусор на базу и сортируем. По–другому не получается». Что касается металлолома, то собирать его уполномочен только монополист «Белвтормет», которому, однако, невыгодно ездить за какой–то там кучкой лома в то время как заводы, образно говоря, списывают в утиль отработавшие свой век прокатные станы.

А вот в закупке и установке всякого рода контейнеров мы больше преуспели. В прошлом году количество контейнеров удвоилось с 8 тысяч до 16,5 тысячи, на что было израсходовано почти полтора миллиарда рублей. С их помощью удалось собрать раздельно 1,8 тысячи тонн макулатуры, 6,3 тысячи тонн металлов, 1,1 тысячи тонн полимеров, 794 тонны стекла. Итого: несколько сот граммов на каждого жителя.

Справка «СБ»

В Беларуси образуется 3,2 млн. тонн коммунальных отходов в год: 2 миллиона — населением, остальные — предприятиями. В среднем один человек за год выбрасывает на 5 долларов вторсырья: стекла — 21 кг, бумаги, картона — 40, текстиля — 12, металла — 12, полимеров — 20 кг. Получается, что только один район Минска (примерно 240 тысяч человек) отправляет на свалку 1 млн. долларов. Цифры с каждым годом растут.

Компетентное мнение

Чтобы свалок стало меньше, в некоторых странах пробовали отходы сжигать. Но директор центра по использованию вторичных материальных ресурсов концерна «Белресурсы» Анатолий Яцук уверен: это и вредно, и невыгодно. «Западные бизнесмены готовы были всучить нам мусоросжигательный завод. Чуть не пошли мы по ложному пути, — говорит он. — Бросали бы в топку все без разбору, получая эфемерную энергию и загрязняя атмосферу. Но мы ж себе не враги! Ведь даже хорошие фильтры не ловят «микронную грязь» с ядами, которая потом долго висит в воздухе». Теперь просчитано, что выгоднее всего организовывать раздельный сбор мусора с дальнейшей переработкой вторсырья: без сортировки у него нет качества, а перебирать — нерентабельно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter