Около ста станций обезжелезивания построено в Витебской области за три последних года

Чистый поток

Улучшение качества питьевой воды — тема номер один в отрасли жилищно‑коммунального хозяйства Беларуси. Особое внимание ей уделяет Президент страны. Как итог: благодаря постоянной бюджетной поддержке с начала 2000‑х в республике планомерно воплощают в жизнь многочисленные проекты, очерченные пятилетними программами «Чистая вода». Проблема как таковая постепенно исчезает. До 2025 года в Беларуси запланировано ввести в строй еще 800 станций обезжелезивания воды — теперь уже в рамках одноименной подпрограммы, вошедшей в состав государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда». Как реализуют намеченное в Витебской области, где качество артезианской воды изначально наиболее проблематично по своему составу?

Слесарь Юрий Кальмин, монтажник наружного водопровода Владимир Шульц и слесарь Виталий Евсеев. 

Для сел больших и малых

Сразу отметим очевидное: строительство одних лишь станций обезжелезивания — не панацея. Не зря Александр Лукашенко не единожды озвучивал требование: нужен взвешенный комплексный подход. Нет смысла в строительстве станций, если вода по‑прежнему будет подаваться потребителям по старым и ржавым трубам.

— Мы эту проблему понимаем и действуем сразу в нескольких направлениях, — подчеркивает генеральный директор УП «Витебскоблводоканал» Алексей Хвалько. — Да, Витебская область — одна из наиболее неблагополучных по качеству артезианской воды. Практически повсеместно превышение нормативов по содержанию железа. Плюс — аммоний и марганец. Поэтому при составлении графиков работ в первую очередь рассматриваем те регионы, где ситуация наиболее острая. И именно там одновременно работаем по станциям очистки и перекладке сетей. Только в прошлом году построили около 30 станций обезжелезивания. Наиболее проблемный регион — Полоцкий, где очень «тяжелая» вода. Но и там мы уже подходим к стопроцентному обеспечению водоочистки. Как, впрочем, и в Витебском, Верхнедвинском районах.

Итак, до 2025 года на Витебщине будут введены в строй еще 52 станции обезжелезивания (33 из них — в текущем году). Общее число таких объектов подойдет к 340, тогда как пять лет назад их было всего 188. В чем выражается итог столь масштабной работы? В резком сокращении количества жалоб и нареканий от населения. Как пример — деревни Хайсы и Дреколье, что в 10 километрах от областного центра.

Слесари Виктор Сатюк и Руслан Фоминов.

Новостроек стало больше

В Мазоловском сельском Совете, в состав которого входят вышеназванные населенные пункты, рассказывают:

— Обычные деревни. Очень удобное транспортное сообщение. Рядом — озеро Боровое. Но, как и во всех других селах, коренных жителей год за годом тут оставалось все меньше. И нареканий на качество питьевой воды было немало. Поэтому новость о включении поселков в программу «Чистая вода» все восприняли с радостью. Станция обезжелезивания стала серьезным аргументом.  
Результат — за последние пять лет количество проживающих в той же Дреколье выросло, считай, на треть. Участки с аукциона сейчас активно покупают горожане, на месте состарившихся изб строятся новоселы. Статистика — плюс 25 человек!
Вместе с заместителем директора филиала «Витебскводоканал» Виктором Морозовым едем на место. На окраине поселка — красивый вагончик‑контейнер голубого цвета. Нам повезло: сегодня здесь проводят профилактические работы. Мастер техбригады Максим Сомов, не отрываясь от работы, объясняет:

Максим Сомов.

— В связи с быстрым ростом количества таких объектов в нашей области создано уже пять ремонтных бригад. Например, мы обслуживаем около 40 станций обезжелезивания не только в Витебском, но и Лиозненском, Городокском, Шумилинском и Бешенковичском районах. Это не означает, что они часто выходят из строя. В соответствии с графиком осуществляем плановый мониторинг раз в неделю. Обязательны отбор проб воды и проведение экспресс‑тестов на месте.

Максим показывает маленький аппаратик с цифрами из трех нулей — отличный результат: станция работает как часы!

— Допустимые нормы на выходе — до 0,3 миллиграмма железа на литр воды, — уточняет Виктор Морозов. — А раньше здесь могло и до трех единиц доходить…

Ремонтники делятся информацией: в поселке Ржавка вообще как‑то, говорят, был максимум отмечен — до 11 миллиграммов! Так что станции обезжелезивания — это и в целом качество жизни на селе, неоспоримый плюс для молодых новоселов.

Конечно же, в первую очередь модернизации подлежит водоснабжение крупных городов, райцентров, агрогородков и поселков. Но и про небольшие деревушки на Витебщине не забывают. Ноу‑хау — оборудование мини‑станций обезжелезивания, которым под силу потянуть малонаселенные точки. Их уже около 120 штук, еще 100 будут смонтированы до конца пятилетки. Примечательно, что стоимость таких станций, устанавливаемых не в отдельных контейнерах, а в помещениях действующих водонапорных сооружений — примерно в 10 — 20 раз дешевле. Но они вполне могут обеспечивать качественной питьевой водой до 200 человек. Ну а если деревушка совсем маленькая, в ход идут специальные фильтры. Это тоже неплохое и экономичное решение проблемы.

Через станцию к потребителю

Масштабная реорганизация УП «Витебскоблводоканал» проводилась в 2018 году. Именно тогда на баланс предприятия передали сотни километров сетей водоснабжения, принадлежащих ранее сельхозпредприятиям. О техническом состоянии большинства из них лучше промолчать… Проблема оказалась более чем очевидной: уже построенные к тому времени станции обезжелезивания зачастую работали вхолостую — пока по старым трубам вода дойдет до потребителя, ее качество становится далеко не идеальным.

— За эти годы мы уже переложили свыше 600 километров сетей водоснабжения и водоотведения, — говорит Алексей Хвалько. — В прошлом году заменили 140 километров водопровода. Задача на будущее: ежегодно прокладывать не менее 150 километров новых сетей подачи.
Там, где есть необходимость, специалисты заранее бурят дополнительные скважины — иногда это экономичнее и значительно эффективнее модернизации старых. Так, новые водозаборы артезианской воды были оборудованы в прошлом году в лепельских деревнях Суша и Далики, шумилинских Непоротах, витебском Подберезье, чашникском Тяпино…
В «Витебскоблводоканале» акцентируют внимание на том, что без госпрограммы такие огромные объемы работ по обеспечению населения качественной питьевой водой были бы просто нереальны. Да, частично финансирование осуществляется за счет оборотных средств головного предприятия, но бюджетные ассигнования — львиная доля. 
И сегодня при желании новый водопровод может получить даже маленькая деревня из 10 — 20 человек. Создав кооператив, люди оплатят лишь подключение воды к своим домам — все остальные расходы берет на себя государство.
Благодаря современной технике и новейшим технологиям работы по модернизации трубопроводов в Витебской области идут ускоренными темпами. Причем без каких‑либо экскаваторов, разрытых дорог и обочин. Сегодня понаблюдать за процессом можно в поселке Мазолово Витебского района.

— Бестраншейным методом проколов с использованием горизонтального бурения наши специалисты в день прокладывают 200 — 220 метров труб различного диаметра, — прямо на месте объясняет технологию Виктор Морозов. — Видите, идет спайка полиэтиленовых отрезков на нужную длину участка? С помощью вот этого небольшого агрегата (таких у нас уже три на область) через специальный прокол трубы будут протянуты на заданной глубине. Деревья, овраги, ручьи — не помеха. Это значительно ускоряет процесс. Так что скоро водичка побежит к домам жителей агрогородка по новым чистым маршрутам.
Насколько гарантирована работа всех систем? За качеством воды в Витебской области следят пять аккредитованных производственно‑испытательских лабораторий. 
Мы побывали в одной из них — в областном центре. Эта лаборатория обслуживает четыре водозабора Витебска, а также прилегающие районы области. Пробы исследуют строго по графику. Что касается крупных артезианских скважин города — дважды в сутки. Причем не только по химическому, но и микробиологическому составу.

Инженер‑химик Инна Янчиленко демонстрирует две колбы: в одной из них водичка прямо из‑под крана, а во второй — та, которая была на выходе из недр, до обработки на станции водоподготовки. Разница очевидная. Прозрачная и мутновато‑желтая жидкости явно различаются между собой по внешнему виду даже без каких‑либо детальных исследований.

Инна Янчиленко.

— Нам часто звонят жители, интересуются качеством, спрашивают: можно ли пить воду из‑под крана? — подводит итог Виктор Морозов. — Наш ответ: при наличии станции обезжелезивания — да, можно. Все под контролем. Благодаря программе «Чистая вода» придвинская водичка действительно является чистой и полезной. В чем, кстати, сегодня вы и сами убедились.

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter