Чистое кино

Кто хочет купить «Союзмультфильм»?

Кто хочет купить «Союзмультфильм»?


Крупнейшая российская студия по производству мультфильмов, которая начала задавать тон в мировой культуре аниме с первых дней своей работы еще в 1936 году, может стать частной.


В план приватизации «Союзмультфильм» включают уже не в первый раз. Но все попытки по смене хозяев творческой студии терпели неудачу: каждый раз процесс приватизации не начинался из–за проблем с имуществом «Союзмультфильма». С 2005 года студия судилась (и проиграла процесс) с подконтрольным Олегу Дерипаске ООО «Русские отели», которое претендовало на земельный участок по Долгоруковской улице, где расположены мастерские студии. Семь соток в центре Москвы — это лакомый кусок, за который в российской столице разворачиваются такие бои, по мотивам которых только блокбастеры снимать!


И хотя теперь, когда судебные претензии удовлетворены и препятствий для приватизации нет, предсказать будущее «Союзмультфильма» не берется никто. В российском правительстве знают, что у предприятия есть долги, понимают, что в связи с кризисом приватизация студии может пройти в такой форме, что затем процедуру могут оспорить контрольные органы. Тем не менее студия включена в план приватизации на этот год.


К слову, когда речь идет о приватизации «Союзмультфильма», то имеются в виду только здания студии и права на 20 мультфильмов, снятых после 2004 года. Права на золотую коллекцию мультфильмов принадлежат ФГУП «Фильмофонд» киностудии «Союзмультфильм», которое в приватизации не участвует. Между тем именно права на советские мультики представляют для инвесторов наибольшую ценность. Еще не забыта история, когда в 1992 году американская фирма, принадлежавшая россиянину Олегу Видову и его жене Джоан Борстин, заключила десятилетний контракт с «Союзмультфильмом» на прокат за пределами СНГ 1.259 фильмов (320 часов). В 1994 году «Союзмультфильм» попросил вернуть права на часть коллекции якобы в обмен на увеличение срока проката до 30 лет. Films by Jove вернула студии 712 картин, или 240 часов. Споры вокруг оставшейся части обострились в 2003 году, однако все попытки российских властей дезавуировать 30–летний контракт ни к чему не привели. В результате в 2007 году российский предприниматель Алишер Усманов выкупил права у американцев и передал их холдингу ВГТРК. Понятное дело, что история, которая могла случиться в лихие 90–е, вряд ли способна повториться сегодня. Но сама ситуация неопределенности вокруг творческой мастерской — это уже минус в температурном режиме творческих лабораторий.


К 1 июня будет подготовлена концепция развития российских киностудий, где будущее «Союзмультфильма» должно быть конкретизировано. В рабочем варианте концепции, о котором сообщали в начале мая некоторые СМИ, предусматривались акционирование мультипликационной студии и ее дальнейшая передача на баланс одной из пяти крупнейших киностудий страны. Безусловно, такой вариант событий мог бы стать менее болезненным для государства, так «Союзмультфильм» остался бы в сфере его влияния. На это надеются и российские мультипликаторы, которые просто отказываются верить, что их могут отдать в частные руки. Хотя специалисты признают, что сегодня «Союзмультфильм» — это лишь здания и брэнд: многие художники создали свои студии, работают там, где им предложили хорошие условия. Снимать мультики сегодня можно в любом месте при наличии таланта и мощной компьютерной техники.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter