Четки из хрусталя

Книжный навигатор

Уладзiмiр Караткевiч. Збор твораў. Т. 2. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.


Собрание сочинений великого белорусского романтика, на которое была объявлена народная подписка, продолжает пополняться. К новому году появился второй том, в который вошла поэзия 1961 — 1984 годов. Кроме известных стихотворений из сборников «Мая Iлiяда» и «Быў. Ёсць. Буду», здесь целый раздел, в сборники не вошедших и даже ранее не публиковавшихся. Поздравления, эпиграммы, посвящения, например, врачам и медсестрам лечкомиссии или... собакам Дозору и Джерри из Дома творчества. Есть тут стихи, написанные в Москве, когда Короткевич учился на Высших литературных курсах, включенные в текст романа «Нельга забыць». Произведения сопровождают научные комментарии, из которых можно узнать не только об упоминаемых автором персоналиях и явлениях, но и о том, какие стихи Короткевича выбрасывались из сборников, и прочитать первоначальные варианты отдельных строк и целых фрагментов. А также представить не бронзового Короткевича, которому приходилось всякое испытать: «Дзесьцi ў Дэлi паэтам (нават не верыцца)/ Дораць з кветак хамут i славу прарочаць./ Я ж ад краю свайго заслужыў толькi перац,/ Каб жваў, аж пакуль не вылезуць вочы».


Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья. Москва, ЭКСМО, 2011.


Предупреждаю: это не очередные мемуары гейши со стилизацией под восточную эротику, а проверенная временем классика, созданная около тысячи лет назад. К тому же в прекрасном переводе Веры Марковой, легендарной японистки. Сэй–Сёнагон, дочь и правнучка поэтов, жила в десятом веке и была придворной дамой юной императрицы Садако. Ее записки — как она сама уверяла, не предназначенные для чужих глаз — необыкновенно поэтичны, мудры и просты одновременно. Описания природы, портреты людей, бытовые подробности, легенды, философские рассуждения... И из этого складывается целостная и ясная картина. И очень современная... Ведь жившую тысячу лет назад Сэй–Сёнагон радует следующее: «Кончишь первый том еще не читанного романа. Сил нет, как хочется достать продолжение, и вдруг увидишь следующий том...» Это вполне могло быть написано в блоге современной интеллектуалки. Сэй–Сёнагон — натура неординарная. «Когда в пору первой луны я уединяюсь в храме для молитвы, мне хочется, чтобы все вокруг было сковано стужей и засыпано снегом. Это так прекрасно! — признается она и вполне феминистически утверждает: — Какими ничтожными кажутся мне те женщины, которые, не мечтая о лучшем будущем, ревниво блюдут свое будничное семейное счастье! Я хотела бы, чтобы каждая девушка до замужества побывала во дворце и познакомилась с жизнью большого света!» Впрочем, жизнь большого света не была для писательницы легкой — Сэй–Сёнагон не занимала высокую должность, а амбиций было много. Зато главы ее повествования — произведения искусства, в которые вглядываешься бесконечно, ибо «То, что утонченно–красиво»: «Белая накидка, подбитая белым, поверх бледно–лилового платья. Яйца дикого гуся. Сироп из сладкой лозы с мелко наколотым льдом в новой металлической чашке. Четки из хрусталя. Цветы глицинии. Осыпанный снегом сливовый цвет. Миловидный ребенок, который ест землянику».


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter