Черный день, веселый "нобель"

"Литература - это бред воспаленного сознания, выраженный в эпистолярной форме".
"Литература - это бред воспаленного сознания, выраженный в эпистолярной форме".

Это не моя фраза - тема интернетовской дискуссии. И что вы думаете - спорят! Впрочем, иногда я готова согласиться с вышеприведенным тезисом... Хотя литераторы веками боролись за право писать так, как на душу ложится, и теперь со снисходительной улыбкой говорят о временах, когда, описывая героиню, ни в коем случае нельзя было употреблять слово "ноги". Ныне, согласно постановлению ЮНЕСКО, произведением искусства должно считаться все, что считает таковым автор. А фантазия у современных авторов обширна, как монгольские степи. В результате мы имеем дискуссию на тему: можно ли отнести к области "высокой литературы" стихотворение со строкой "кава са спермай".

Нет-нет, я не ретроградствую. Литературное хулиганство мне в общем-то даже нравится. В конце концов, в американском справочнике "Кто есть кто" напротив фамилии писателя Чарльза Буковски, признающего исключительно ненормативную лексику, вместо адреса честно обозначено: "Не советуем". Не хочешь - не читай. Противно - не смотри... Из всемирного книжного потопа можно, подсуетившись, выловить нечто, совпадающее и с твоими вкусами.

Если бы все было так просто... Что в океане литературы служит нам своеобразными маяками, гарантом качества? Правильно, престижные премии. Каковы же они ныне, вожделенные книжными гурманами острова, заповедники высокой художественности? Букеровская премия в этом году досталась англичанину Алану Холлистеру за роман "Линия красоты". Сюжет таков. Молодой человек занимается "поисками любви, секса и красоты" в недрах семьи члена английского парламента. Материал богатый для политической и социальной сатиры. Но главные объекты авторского внимания сочетаются причудливо: "гомосексуализм и правление Маргарет Тэтчер". Однако порезонерствовать всласть у меня не получится: не читала... Впрочем, это обстоятельство очень даже поправимо, поскольку книжки букеровских лауреатов моментально переводятся и распространяются по миру. И не исключено, что я открою в свое время в Холлистеровом романе красоты стиля, психологическую глубину, и радостью открытия поделюсь с вами.

Но, может быть, старая добрая Нобелевская премия позволит уже теперь высказаться в торжественно-уважительных тонах? Вон в прошлом году весь мир радовался, что эту награду присудили потомку южноафриканских буров Кутзее за роман "Бесчестье". "Наконец-то "нобеля" получила книга не по политическим мотивам, а за художественные достоинства!" - радовался искушенный читатель. Как известно, радость не бывает вечной. Помните фильм "Пианистка", получивший Гран-при в Каннах и заставивший с ума сходить публику на Московском кинофестивале? Там еще героиня режет себе половые органы бритвой... Так вот, автор романа "Пианистка", по которому был поставлен фильм, Эльфрида Елинек и стала в этом году нобелевским лауреатом в области литературы. Фрау Эльфрида - австрийская ультрафеминистка левого толка, разъезжающая по миру в поисках наиболее терпимого к ней общества, поскольку родная Австрия оказалась в этом плане слишком консервативной. Например, в 1983 году на фестивале молодежной культуры в Инсбруке Елинек получила две премии, после чего фестиваль решили больше не проводить - раз там "премируются порнографические тексты". Сама писательница утверждает, что изобличает порнографию, сражаясь за права женщин, и вынужденно пользуется "мужской" терминологией в этой сфере. Согласно убеждениям писательницы, "основными формами межчеловеческого общения являются подавление и насилие".

Впрочем, без "нобеля" осталось столько гениальных писателей от Льва Толстого до Умберто Эко, что компания их выглядит куда более престижной, нежели отмеченных таковым. Оскар Уайльд, коего, правда, никак не назовешь образцом морали, утверждал, что книги, которые мир называет аморальными, это на самом деле книги, которые демонстрируют миру его позор.

Говаривали в отечественных литераторских кругах о том, как хорошо было бы для нашей культуры, если бы нобелевским лауреатом стал кто-то из белорусских писателей. В последнее время наиболее вероятным кандидатом называли Василя Быкова... Но случилось ли бы такое - мы уже не узнаем. У нашей литературы - своя грустная специфика. Этими солнечными осенними днями вспоминается событие, подобное которому вряд ли есть в истории других народов. "Черный день белорусской литературы" - так его называют... Точнее - это была ночь, с 29 на 30 октября 1937 года, когда в Минске расстреляли 22 (по некоторым сведениям - 23) писателя. Цвет национальной литературы. Платон Головач, Алесь Дудар, Михась Зарецкий, Изи Харик, Валерий Моряков, Михась Чарот и другие - молодые, талантливые, многообещающие... Может быть, среди них был и возможный нобелевский лауреат?

Неизвестно точное место их общей могилы... Незаметны их томики за пестрыми россыпями детективов и фэнтези... Говорят, что время - лучший ценитель. Но не в отсутствие же читателя! Неужели правы те, кто считает, что книга должна быть всего лишь способом существования сериалов вне телевидения? Герой "451о по Фаренгейту" Брэдбери, чья обязанность - жечь книги, оправдывал профессию тем, что каждая книга обосновывает свою, отдельную правду и в результате в мире царит хаос. Действительно, оправдать можно все. Только не наше невнимание, которое губит национальную культуру.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter