История одного снимка фотографа Владимира Межевича

Черно-белая поэзия

Так бывает, что поэта знаешь по одному стихотворению, а иногда и по двум строчкам. Певца и композитора — по одной песне, а фотографа — по удачному снимку. И потом, сколько бы ни прошло лет, ты всегда будешь помнить ту небольшую фотографию, часто забыв название, придуманное автором.

фото евгения коктыша.

Так и произошло у меня с Владимиром Межевичем. Если честно, то даже фамилию автора я тогда не запомнил, а фото поразило и осталось в памяти. Отпечаталось. Простой черно-белый снимок с обыкновенным сюжетом. Река, лодка, груженная сеном, и старик с веслом. Лодка плывет по тихой старице, по темной воде, среди листьев кувшинок, а их стебли уходят в темную глубину.

Иногда я пробую вообразить эту фотографию цветной. Мысленно раскрашиваю ее, делая воду то синей, то фиолетовой, а листья кувшинок — темно-зелеными, малахитовыми, весло в руках старика — золотым… Красиво получается, но хуже, чем на авторском черно-белом оригинале. Удивительное явление: бесцветное изображение превосходит цветное. Понимаю, случилось маленькое чудо! На ровном месте родилась поэзия. 

Фотограф смог рассказать в одном кадре судьбу полесского старика в кепке, да и всю его нелегкую жизнь. Есть река, на берегу которой он живет, есть природа, тихая в своем великолепии, и есть одиночество и поэзия, увиденная и запечатленная настоящим художником…

Семь лет назад в фотоклубе «Минск» была небольшая выставка Владимира Межевича — ее сделали те, с кем он работал, ездил в командировки, выставлялся в стране и за рубежом, спорил за искусство, сидел за одним столом. 

Портреты, пейзажи, жанровые снимки… В каждом своеобразная поэзия и внимание к деталям… Собратья-фотографы, вспоминая Межевича, подчеркивают его неторопливость в работе, некую даже медлительность, а также абсолютно безразличное отношение к своим уже сделанным работам. Он никогда не дрожал над удачными снимками, словно был уверен, что жизнь его будет очень долгой и плодотворной. Все, что когда-то не получилось, успеет исправить, переснять, переделать… Но судьба оказалась не очень милостивой, отпустила ему лишь пятьдесят три года (1946 — 1999). 

Выставка мастера собиралась буквально по крупицам. Известный фотограф Евгений Козюля в аннотации к ней написал: «Работая фотокорреспондентом АПН (Агентство печати «Новости») и БЕЛТА, Владимир Межевич отдавал себя работе без остатка… Успевал сделать много, особенно в командировках. Выполнял редакционные задания и снимал для себя. Его влекли простые люди в простых жизненных ситуациях. Для него не было проблемой найти контакт с человеком, уловить характерную его черту и запечатлеть все на пленку. Многие его работы сегодня стали классикой белорусской фотографии». 

В стиле того времени и портрет Владимира Межевича, снятый Евгением Коктышем.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter