Черная кровь

Едва ли не определяющей в сегодняшнем мире является энергетическая безопасность.
Едва ли не определяющей в сегодняшнем мире является энергетическая безопасность. И дела тут далеко не радужные.

Так, например, согласно отчетам некоторых влиятельных статистических институтов, нефти в США остается примерно 3 млрд. тонн, то есть на 8 - 9 лет. По тем же подсчетам, через 7 - 10 лет США только для поддержания энергобаланса (это без какого-либо экономического роста) вынуждены будут импортировать не 500 млн. тонн нефти, как сейчас, а почти 1,5 млрд. тонн. Но самое любопытное в том, что все нынешнее совокупное предложение в мире - не больше 1,2 млрд. тонн.

Что касается Европы, то свои энергетические трудности ей будет сгладить легче благодаря близости к нефтяным месторождениям России, Каспийского и Ближневосточного регионов. Есть свобода маневра у европейцев и благодаря российскому газу. До 2020 г. предполагается чуть ли не удвоить закупки российского газа и довести долю России на европейском рынке энергоресурсов почти до 70 процентов (сейчас ей принадлежит четверть западноевропейского рынка газа). К тому же Европа - основной покупатель российской нефти. Складывается впечатление, что Евросоюз собирается наградить Россию статусом "ближайшего, надежного и перспективного источника энергии". И слава Богу.

Американцам же сложнее. Если допустить, что в Вашингтоне осознали всю катастрофичность неминуемо приближающегося времени "Ч", становятся понятными многие последние внешнеполитические шаги администрации Дж.Буша. Да и сам он в своей речи в конгрессе 29 января 2002 г. произнес лозунг, позднее повторенный в совете по внешним отношениям бывшим вице-президентом А.Гором: "Меньше зависимости от иностранной нефти!" Эти слова и определяют главную стратегическую цель Белого дома - любой ценой взять под контроль максимальное количество основных источников нефти в мире. И в первую очередь через установление военно-политического господства в этих регионах. Уже сейчас США имеют за рубежом свыше 1.500 военных баз более чем в 30 странах мира, на которых дислоцировано 2/3 личного состава американских вооруженных сил.

С Саудовской Аравией, где находится 25 процентов известных нефтяных месторождений, допустим, все понятно: американцы там давно и уходить не собираются. Сейчас, однако, Вашингтон почувствовал, что может контролировать огромные запасы углеводородного сырья в районе Каспийского моря. Вся эпопея в Афганистане, включая аренду новых военных баз в Средней Азии, может иметь своей стратегической целью не только борьбу с террористами, но и установление такого стабильного порядка, который обеспечит прокладку нефте- и газопроводов из Центральной Азии через Афганистан, Пакистан и Индию к Индийскому океану и через Грузию и Турцию к Средиземному морю.

Сегодня же проясняется истинный смысл лоббируемых США проектов переброски центральноазиатской нефти через Афганистан и Турцию. В случае их осуществления США получат мощнейший рычаг воздействия не только на ОПЕК, но и другие нефтедобывающие страны.

Если согласиться с изложенным выше, то наращивание военного присутствия США в Средней Азии связано не столько с интересами провозглашения региона зоной своих стратегических интересов, сколько с вопросом выживания американской экономики. Как известно, новые цели уже намечены. Становятся понятными и последние военные приготовления Вашингтона - в случае необходимости иметь возможность заговорить с остальным миром языком сильного и, опираясь на превосходство, обеспечить получение необходимых энергоресурсов по приемлемым ценам.

Что же касается энергетической безопасности России, то и здесь картина не такая уж радужная. Ждать золотого дождя в виде нефте- и газодолларов не стоит. Во всяком случае, он не будет затяжным. Так, по данным госкомиссии по запасам полезных ископаемых, восполняемость сырьевой базы России на сегодняшний день составляет в лучшем случае 60 процентов.

Большинство экспертов сегодня сходятся во мнении, что настоящей гарантией безопасности и устойчивого развития России в предстоящие годы может быть только развитие собственного энергетического и военного потенциала. Решение этой двуединой задачи, на мой взгляд, возможно только в одной области - атомной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter