Об изменениях в реестре бытовых услуг Беларуси

Через химчистку к чистоте

Знаете ли вы, сколько видов бытовых услуг оказывается у нас в стране? Основных — 117
Знаете ли вы, сколько видов бытовых услуг оказывается у нас в стране? Основных — 117, но в них включены  и мелкие работы. Хотя еще недавно перечень исчислялся девятью сотнями. Список заметно изменился с принятием ноябрьского постановления Совмина № 1108 «Об утверждении Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг». Из списка ушли такие, например, как парковка авто, услуги брачных агентств, строительство. Реформа сферы продолжается. Следующий ход — опять за Правительством. От него в ближайшее время ждут новых правил бытового обслуживания. Изменятся права и обязанности и у приемщиков, и у исполнителей заказов, и у потребителей. 

Ирина МОЖЕЙКО, заведующая ателье в Доме быта в микрорайоне Малиновка (Минск).
Ирина МОЖЕЙКО, заведующая ателье в Доме быта в микрорайоне Малиновка (Минск).

Взять, например, парикмахерские. В Минторг от клиентов, недовольных окраской, результатом химзавивки или выпрямления волос, то и дело поступали жалобы. Основная их суть сводилась к тому, что специалисты не сделали пробу перед процедурой, и потому внешний вид клиента оказался  далек от ожидаемого. Хотя парикмахеры в таких случаях утверждают, что проба была — мазнули за ухом, и все было хорошо. Правда, при желании разглядеть этот штрих в зеркале довольно сложно. 

Потому, модницы, знайте: впредь перед покраской волос вам придется подготовить внутреннюю сторону руки. Там перед процедурой в течение 15 минут непременно будут делать аппликационную пробу и смотреть, насколько вы чувствительны к средству. Не хотите? Пожалуйста, но за ваши волосы  мастера могут и не взяться. 

А вот любителям опаздывать на стрижку придется пересмотреть свои привычки. Трижды записался и не пришел — сиди впредь в общей очереди и жди своего часа. Задержался на 15 минут — рассчитывать придется на благосклонность специалиста.

Еще одно новшество, теперь уже из сферы ремонта, — отремонтированные фены, утюги, микроволновки мастер должен проверить при вас. Работают — забирайте. Нет — проблема мастера. Немало конфликтов возникает не только по вине исполнителя, но и из-за невнимательности потребителя. Тот на радостях, забирая свой диван или кухню, забывает проверить, насколько внешний вид, размеры, конструкция, обивка соответствуют эскизу или образцу, согласованному при оформлении заказа.

Многое меняется в правилах работы автосервиса. В частности, отменяется журнал устной заявки. Вместо него будет вестись журнал заказов и оказанных услуг. Бумажный или электронный, он теперь должен храниться в СТО в течение двух лет. Сотрудники автосервиса вправе попросить из мастерской любопытного гражданина: исполнитель сам решает, где находиться посторонним во время ремонта. Кроме того, мастера при наличии специального оборудования смогут выезжать на дом. А если отремонтированную машину нужно проверить на дороге? Только с согласия владельца, что должно отмечаться в заказе. Случится авария — с последствиями будет разбираться автосервис.

Фото Марии ДРУК
Фото Марии ДРУК

А как быть, если вы пришли в мастерскую без четверти восемь и до закрытия осталось мало времени? По новым правилам за 15 минут до окончания работы вас должны предупредить. При этом если вы не оплатили заказ, перед вами большая очередь и на примерку совсем не остается времени, услугу вам могут и не оказать. А если взялись, но выполнить по объективным причинам не удается? Ждите письма, звонка, сообщения. До указаний клиента с вещью ничего не будут делать. Но бывает и так, что заказчик как в воду канул. От него ни привета, ни ответа, а его чайник или старые сапоги пылятся на складе годами. В этом случае должны письменно предупредить забывчивого, что через два месяца его работающий чайник выставят на продажу, а через полгода неприглядную ношеную обувь утилизируют. 

Минимум два месяца должны будут храниться в фотоателье и фотографии — распечатанные и в компьютере. Прежде готовые или нераспечатанные снимки, которые хранились на электронном носителе, уничтожались сразу после исполнения заказа. А следующее новшество должно понравиться посетителям швейных ателье. Материал для будущего уникального костюма они могут на месте купить в рассрочку. 

Приятная новость и для тех, кто долгое время пользуется холодильником, стиральной машинкой или коньками напрокат. Спустя год вы сможете выкупить понравившуюся вещь. Ранее такая возможность появлялась только через два с лишним года постоянного пользования. 

В новых правилах появятся и две  новые главы. В одной из них рассказывается об изменениях в бытовом обслуживании на периферии. Например, в комплексных приемных пунктах по-прежнему будет вестись журнал учета спроса населения, отдельная зона отведена для ритуальной продукции. Но, скажем, швейное оборудование и агрегаты для ремонта обуви можно размещать только там, где это целесообразно. В целом, какие услуги оказывать в том или ином КПП, решать должны в районах. Остальные — по заявительному принципу, как это делают при выездном обслуживании. График последнего, место встречи и контакты приемщика из КПП должны знать все сельчане. 

— Таким образом, мы максимально попытались уменьшить нагрузку на райкомбинаты. Правила устанавливают менее жесткие требования к организации работы КПП, позволяют организовать обслуживание населения с учетом специфики каждого региона, рационально использовать оборудование, — резюмирует заместитель начальника управления бытового обслуживания населения Минторга Оксана Подорожная.

Еще одна новинка — упорядочение оказания услуг по сертификатам и абонементам. Эта «фишка» довольно популярна в последнее время в качестве подарка. Но в каждом салоне красочная бумажка выглядит по-своему. Разнятся и правила ее хождения. В то же время выдача и использование таких подарков законодательно не закреплены. А значит, и жаловаться, по сути, не на что. Теперь абонементы и сертификаты приведут к единому знаменателю. В частности, там должен будет указываться порядок предоставления услуги или ссылка на описание.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Эдуард МАЗУР, консультант отдела организации бытовых услуг управления бытового обслуживания населения Минторга: 

— Действующие Правила бытового обслуживания потребителей были приняты в 2004 году. За десятилетие сфера полностью изменилась, появились новые виды услуг, порядок оказания которых никак не регламентирован. Потому и принимается измененный документ. Внося корректировки, мы учитывали предложения из регионов. Их было довольно много. И в Совмине с ними согласились. Кроме того, в правилах содержится классификатор сферы, что позволяет увереннее работать в рамках правового поля. В сфере бытового обслуживания пересмотрены  23 госстандарта.

Мария ДРУК

m_druk@mail.ru

По порядку рассчитайтесь


От количества к качеству — по такому пути решили пойти в Минторге и впервые собирают всю бытовку в единый реестр. Планируется, что в итоге от  упорядочения выиграют все: и участники сферы, и статистики, и налоговики, и инвесторы. 

До 1 июня нынешнего года попасть в реестр нужно всем предприятиям или ИП, оказывающим бытовые услуги населению. Для начала следует заполнить форму, размещенную на сайте Минторга, в системе «Консультант», а также в исполкомах. В органы местной власти заявление предстоит отправить по почте, а с марта — посылать через интернет с помощью электронной цифровой подписи. На местах данные сверят. Если все сходится — нажимают кнопку в специальной программе. Далее заявление попадает в Минторг, где снова все перепроверяют. Нет вопросов — свидетельство подписывает министр или замминистра. 

Юрий АЛИКАЕВ, мастер по ремонту часов в Доме быта в микрорайоне Малиновка (Минск).
Юрий АЛИКАЕВ, мастер по ремонту часов в Доме быта в микрорайоне Малиновка (Минск). Фото Алины КАСЕЛЬ

В управлении бытового обслуживания населения Минторга разъясняют: за документом (в бумажном виде) нужно опять прийти в исполком. Хочешь электронный — пришлют на е-mail. При этом вешать его на стенку необязательно. 

Новые свидетельства уже получили почти 700 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Активнее всего пока бытовики Минска и Брестской области. 

Оттягивать с подачей документов в ведомстве не советуют. Ведь с лета все те, кто останется вне общего списка, автоматически перейдут в категорию нелегальных предпринимателей. А это чревато штрафом в размере до 50 базовых с конфискацией дохода. Изъять могут и оборудование. 

— Раньше было сложно доказать, что перед нами недобросовестные граждане. Они говорили, что в салоне или в автомастерской оказались случайно и лишь друзьям-родственникам помогают. Сейчас нам ничего доказывать не придется, — предупреждает замминистра торговли Ирина Наркевич. 

Примечательно, что реестр бытовых услуг связан с Единым госрегистром юрлиц и ИП, Госреестром плательщиков (иных обязанных лиц). Система позволит выявлять тех, кто не зарегистрирован. Кстати, по оценкам Комитета госконтроля, около половины сектора бытовых услуг сегодня сосредоточено в нелегальной зоне. Особенно много таких предпринимателей в сфере услуг по ремонту жилья, уборке квартир и жилых помещений, в автосервисах, в парикмахерских и в фотоделе. 

Замминистра считает, что данные реестра будут полезны и самим участникам сферы. Изучив раскладку по региону, они заочно познакомятся с соседями, конкурентами и их услугами. Так можно и незанятую нишу наверняка определить, и с помощью необычных маркетинговых ходов привлечь клиентов. Исполкомы, в свою очередь, будут контролировать развитие рынка услуг и направлять частников в «нуждающиеся» районы. Инвесторы оценить перспективу вложений смогут, опираясь на точные данные. Этот нюанс, к слову, еще один плюс будущей базы. Дело в том, что статданные по сфере бытовых услуг как таковые отсутствуют. В управлении бытового обслуживания торгового ведомства поясняют: был когда-то определенный классификатор, где разграничивались услуги, и специалисты оперативным путем считали, сколько объектов и субъектов в их сфере. Вышли на приблизительные цифры 20 тысяч и 35 тысяч соответственно. Но, говорят, надо бы владеть точными данными, чтобы опираться на них, прося о преференциях, и объективно оценивать развитие сферы.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Оксана ПОДОРОЖНАЯ, заместитель начальника управления бытового обслуживания населения Минторга:

— С 1 января 2015 года отменен классификатор «Услуги населению». Касался он и здравоохранения, и коммунальной сферы, и бытовых услуг. Однако, в отличие от других сфер, в республике нет закона, определяющего оказание бытовых услуг. Получается, мы могли оставить без регулирования со всеми вытекающими последствиями более 

35 тысяч субъектов хозяйствования. Поэтому Минторг решил определить, что все-таки относится к сфере, и продолжить ее вести. Нас услышали — 24 июля прошлого года был подписан Указ № 371 о создании реестра, который заработал с декабря. В дальнейшем возможна его интеграция с аналогичными ресурсами, действующими во всех федеральных округах России и в Казахстане. Таким образом, будет сформировано единое информационное пространство по вопросам бытовых услуг стран, входящих в ТС/ЕЭП.

Вероника НИКИТИНА

Дело к мастеру стремится


«Частник на село не идет», — такое приходится слышать довольно часто. Взять, например, бытовку. В Минторге поясняют: обслуживание сельского населения у нас по-прежнему убыточно. И в минусе остается государство, ведь предпринимателей в регионы, действительно, калачом не заманишь. Потому человек, ведущий такой бизнес на периферии, вызывает удивление. И уважение, когда говорит, что работает рентабельно. Чтобы узнать, как ему это удается, корреспондент «Р» отправилась в Лельчицы к Валентину Бутковскому — одному из четырех в стране частных предпринимателей, работающих в сфере бытовых услуг.

В 2003 году Валентин Петрович купил у немца, у которого не очень успешно получалось наладить у нас свое дело, маленький трикотажный цех. С него все и началось для Бутковского (на снимке). В отремонтированном здании открыл Дом быта. Поначалу весьма скромный — в нем заработали парикмахерская, мастерские по ремонту обуви, мягкой мебели. Трикотажный цех, к слову, с которого все и пошло, действует до сих пор. 

— В свитере, связанном здесь, езжу на охоту — никогда не мерзну, — замечает предприниматель. 

Видно: хвастаться он не привык. Хотя есть чем. В Минторге его часто ставят другим в пример — мол, видите, может же заведомо убыточная сфера быть прибыльной! Просто он ответственно подходит к любому делу. Ему не впервой начинать все с нуля под немые вопросы и на глазах у всех делать из затеи конфетку. А таких проектов довольно много: деревообработка, общепит, торговля, агротуризм, охотхозяйство, придорожный сервис… Теперь здесь насчитывается 15 цехов и структурных подразделений, которые оказывают более двух десятков видов услуг. Но основные — ритуальные. Производством памятников из гранита и мраморно-гранитной крошки Бутковский занимается с 1995 года. 

Одним городом бизнесмен не ограничился. Сегодня  к  нему могут обратиться не только горожане, но и сельчане — в регионе действуют 13 комплексных приемных пунктов по оказанию бытовых услуг. 

— Выигрываем именно за счет того, что держим КПП. Простая выездная парикмахерская не принесет столько прибыли — район у нас немаленький, пока всех желающих «газелька» объедет... Когда открыли КПП, у нас реализация тех же самых ритуальных услуг увеличилась вдвое. Кроме этих, оказываем и другие: одному забор нужно поставить, другой желает халат или подушку прикупить, все идут к нам. Торговали и порошками, и комбикормом, сейчас, например, булочки собираемся возить. В своем общепите штат держим с расчетом, чтобы на праздники хватало людей, в будни они занимаются выпечкой, — поясняет Валентин Бутковский. 

По его мнению, важны правильная координация работы, предприимчивость и кадры. Хотя нужны и определенная смелость, и самоотдача. 

— Когда я начал заниматься бытовой, был уверен на 100 процентов, что за мной подтянутся все остальные, пойдут в услуги. Но не подтянулись. Сейчас, например, заказы отвозим в мозырскую химчистку, на стороне приходится  искать и мастеров по ремонту сложной бытовой техники. Хотя на это дело нашли местного парнишку. В Доме быта мы дали ему место в аренду, для мелкого ремонта подойдет. Договорились, что диспетчерская и КПП будут принимать заказы для него, — вводит в курс дела Валентин Петрович. 

Наскучило ли ему это дело? Судя по планам, нет. Иначе не значились бы в них ни расширение перечня услуг, ни покупка оборудования, ни реконструкция КПП.

ВЗГЛЯД

Светлана САФОНОВА, заместитель председателя Лельчицкого райисполкома: 

— Частное производственно-торговое предприятие «В.П.Бутковский» — одно из градообразующих. Удельный вес предприятия в промышленном производстве — порядка 20%,  в бытовых услугах — более 60%. 

Марина КУДРЯВЦЕВА

Вас как постричь: ровно или красиво?


Не нравится, как вас постригли, а парикмахер в ответ разводит руками? Оказывается, на нерадивого специалиста можно пожаловаться. Правда, для этого придется пройти дорогостоящую процедуру оценки. Она востребована — только в 2014-м в Минске ею ежемесячно пользовались 10—12 клиентов. Что это: рост потребительской грамотности или желание пойти на принцип и наказать специалиста с кривыми руками? 

Для справки: в стране насчитывается 37 парикмахерских, где работают эксперты, проводящие тесты на качество причесок. В том числе пять из них расположены в Минске. «Асы по волосам» должны иметь 6-й разряд (парикмахер-модельер) и стаж работы в профессии не менее одного года. Недостатков в таких людях в столице нет, но не каждый готов взять на себя ответственность быть третейским судьей. Хотя, стоит признать, функцию свою они выполняют исправно, до настоящего суда после заключения экспертизы спор обычно не доходит. Правда, исключения все же бывают… 

Жительница небольшого райцентра Гомельщины Наталья думать не думала, что на парикмахерскую, где она была постоянной клиенткой, придется жаловаться в высшие инстанции. Началось все с предновогоднего мелирования. Прическа вроде бы вышла ничего, вот только пряди у висков получились слишком уж яркими. Мастер свой промах признала и согласилась переделать. Опять кресло, накидка, но в этот раз — внимание исключительно вискам. На выходе же клиентке выставили повторный счет — 100 тысяч рублей. 

— За 20 граммов краски, — пояснила директор парикмахерской. И добавила: —Работу мастера не посчитали. 

Наталья заплатила, но правду пошла искать в местный исполком. Туда в итоге и вызвали обе стороны на серьезный разговор. Парикмахеры заявили: второй раз клиент приходила не исправлять ошибку мастера, а просто за услугой. В общем, каждый остался при своем мнении. При этом в других парикмахерских города утверждали, что и с мелированием не все в порядке, да и краска самая дешевая, уплаченных денег не стоит. За решающим словом посоветовали обратиться в ОАО «Восход» города Минска. 

— Там мастера перебирали час каждую мою прядку, смотрели. И оказалось, я не одна вижу эти затеки, плохие переходы белого, черного, рыжего. Все замечания задокументировали, — вспоминает экспертизу Наталья. А заодно и недоумение специалистов: мол, давно не слышали о конфликтах, когда проштрафившийся исполнитель добровольно не признает ошибку и не стремится удержать посетителя. 

Приложив к  заявлению договор и заключение экспертизы, акт выполненных работ и чек, Наталья подала иск в суд. 

— Директор парикмахерской стала в позу и даже не извинилась. Она, видно, решила, что я переделаю прическу и забуду, — все с той же обидой в голосе говорит Наталья. — Так что повестка в суд, наверное, удивит их. 

Чаще всего за помощью обращаются недовольные из-за выпрямления, завивки или покраски. Вопреки правилам, экспертизу делает клиент за свой счет. Кстати, суммы немалые. Варьируются от 100 тыс. до 1,2 млн. рублей, в зависимости от прейскуранта парикмахерских, проводящих тест на качество услуги. Во время экспертного теста клиенту моют голову, затем осматривают волосы, оценивают их качество, изучают технологическое досье проведения процедуры, а в некоторых случаях даже проверяют сертификат исполняющей стороны. 

Многие пострадавшие клиенты, узнав о цене экспертизы, все же решают пережить обиду и переделать прическу, но, ясное дело, в другом месте. Потому нерадивые парикмахеры нередко остаются ненаказанными. Хотя в большинстве случаев на процедуру стараются пригласить не только недовольного, но и исполнителей. Тем более что в разговоре с ними могут всплыть дополнительные факты.

— Волосы дамы, которая обратилась к нам за экспертизой, были явно не готовы к покраске. Но она настояла — и результат ее огорчил. Мы признали парикмахера правым. А потом нашим специалистам начал угрожать муж потерпевшей, — рассказывают в ОДО «Христиане», где, кстати, от заключений экспертизы в итоге отказались и теперь перенаправляют потерпевших к другим коллегам.

В ООО «У Юлии», например, работают 4 эксперта. В 2014 году к ним обращались из Гомеля и Бреста: 

— Был случай, когда женщина сделала стрижку в салоне красоты и обратилась с жалобой на неровное исполнение. К нам приехали исполнители с видео, на котором видно, что все было сделано качественно. Оказалось, дама просто сама себя постригла и решила подзаработать. Когда все открылось, она все претензии сняла…

Такие случаи потребительского «экстремизма», кстати, не единичны. Вот только по статистике чаще виновата оказывается исполняющая сторона. Почему? По данным управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома, в  2013 году в Минске насчитывался 871 салон и парикмахерская, а уже в 2014-м — 917. Чтобы было понятнее, один салон обслуживает в среднем 2100 минчан, что в 7 раз превышает социальный стандарт. Вот только сфера эта испытывает кадровый голод. Частные курсы восполняют дефицит, однако уровень подготовки выпускников крайне низкий, что в итоге сказывается на их работе. А опытные мастера, наработавшие клиентскую базу, часто увольняются и уходят в «подполье». 

Правда, на представителей парикмахерского искусства, работающих в «серой» зоне, пока никто не жаловался. Потому мастерам, проводящим парикмахерские экспертизы, приходится разбираться в жалобах на своих коллег, которые оказывают услуги легально.

МНЕНИЕ

Анастасия МАКАРСКАЯ, начальник отдела организации и развития сферы услуг Мингорисполкома:

— Бытовая сфера города в прошлом году оказала услуг примерно на 2,7 триллиона рублей, в 2013-м — на 0,5 триллиона меньше. При этом парикмахеры настригли на 412,3 миллиарда рублей. Это на 25% больше, чем годом ранее. Примечательно, что теневой бизнес, по оценкам экспертов, в данной сфере составляет 180 миллиардов рублей ежегодно. 

Алина КАСЕЛЬ 

alinakasel@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter