За время существования системы Tax Free в Беларуси иностранцы оформили 2656 чеков

Чемодан вещей и бонус в придачу

Среднестатистический турист тратит при посещении Беларуси 5,6 миллиона рублей
К прошлогоднему чемпионату мира по хоккею страна готовилась долго и основательно. А чтобы у туристов был соблазн увезти с собой побольше сувениров и вещей из неизвестной многим Беларуси, торговля пошла на маневр — с октября 2013-го начала внедрять систему возврата НДС. Путем «первопроходца» ГУМа последовали еще 87 торговых организаций. Теперь это 288 магазинов по всей стране. 

Фото Александра Стадуба
Фото Александра Стадуба

Май прошлого года, когда специалисты главного управления потребительского рынка Мингорисполкома подводили предварительную черту, показал хороший результат. Хотя по мировым меркам — смешной. Тогда за время ЧМ-2014 по хоккею в период с 9 по 25 мая в Минске выдали всего 147 чеков Tax Free на сумму более 400 миллионов рублей. Туристы чаще всего «делали кассу» в ГУМе, ЦУМе, ТД «На Немиге» — брали женский трикотаж, обувь, верхнюю одежду, белье, посуду, ювелирные изделия. Даже садовые инструменты и ковровая дорожка кому-то понадобились. А вот в «Кірмашы», расположенном рядом со Студенческой деревней, где размещалась основная масса болельщиков, не было оформлено ни одного чека Tax Free. Отчасти потому, что россияне, в большинстве своем проживавшие здесь, по правилам не могли рассчитывать на возврат НДС. В РУП «Белтаможсервис» тогда развели руками, мол, сами рассчитывали на большее. 

Начальник центра реализации услуг и нематериальных активов Сергей Суровицкий вспоминает: то, как оказывается, были цветочки. Пик покупок пришелся на июнь. По всей видимости, гости решили остаться и не спеша насладиться шопингом. Результат только за первую неделю прошлогоднего июня — еще 188 чеков. 

Спустя год изучаем статистику подключившихся к Tax Free магазинов. Судя по всему, после мирового первенства интерес у ретейла поубавился. На начало мая к системе подключилось всего четыре торговые организации. Итого сеть охватывает чуть больше трех сотен объектов по всей стране. 

— Отчасти это логично: крупные магазины и все желающие присоединились к системе перед чемпионатом мира. Маленьким бывает сложнее: приходится покупать кассы — не все могут тотчас же включиться в систему. Один аппарат стоит около тысячи долларов. Его еще нужно доработать, периодически обновлять программное обеспечение. Благо делать последнее бесплатно взялись в профильной кассовой ассоциации. Тем не менее есть нюансы. К тому же административного ресурса стало меньше, — приводит расклад Сергей Суровицкий.

Он вспоминает, как долго убеждали одну крупную ювелирную сеть подключиться к Tax Free. Сейчас ее представители звонят и благодарят настойчивых специалистов: китайцы, например, с удовольствием покупают золото и янтарь. Кстати, именно они сейчас чаще всего и оформляют чеки. За все время получили 761 квиток. На втором месте среди любителей вернуть себе затраты на ввозной НДС — литовцы и латыши (427 и 205 чеков соответственно). Неудивительно, что радуются и в Доме торговли Лиды. Граница-то рядом. А вот в Бресте масштабы куда скромнее. По сути, локомотив всего процесса — 20 торговых организаций страны. 

Первым делом туристы скупают парфюмерию и косметику (почти треть от всех приобретений), затем чулочно-носочные изделия, белье, верхнюю одежду. Даже ходовая ювелирка занимает всего 6 процентов с небольшим в рейтинге популярности. Есть интерес у иностранцев и к мебели, но ни один мебельный магазин по Tax Free пока не работает.

— Чтобы привлечь торговлю, предлагали мы увеличить и минимальную сумму покупки — 800 тысяч рублей. Изначально в эквиваленте это было 100 долларов. Сейчас — 55. Еще один вариант — возвращать не 15 процентов НДС, а меньше. Высвободившиеся деньги пошли бы на поощрение участников процесса. Но все осталось как прежде, — расставляют акценты в РУП «Белтаможсервис». 

Крупные покупки, как раньше, гости уже не делают. Потому случаи, когда один турист купил ювелирных изделий на 120 миллионов или норковую шубу за 70 млн., можно сказать, прецеденты. Хотя средние суммы чеков растут. В нынешнем году среднестатистический турист тратит при посещении Беларуси 5,6 миллиона рублей. Могло бы быть и больше, считает Сергей Суровицкий, если бы предприятия работали над дизайном, ценовой политикой и продвижением своих товаров. Бренды, которые у нас на устах, многие иностранцы попросту не знают и не заглядывают в такие отделы. Учитывать нужно и особенности спроса. Активнее всего гости пользуются услугой Tax Free перед Новым годом и в конце весны — летом. В это время покупки совершаются на треть чаще, чем в обычные дни. 

Тем не менее за все время существования системы иностранцы оформили 2656 чеков более чем на 11,8 миллиарда рублей. Сумма к возврату — меньше 1,5 миллиарда. Истребовали бонусы чуть больше половины иностранных покупателей. Им должны выплатить 841,5 миллиона рублей, 629 из которых уже нашли своих обладателей.

Вадим КАРМАЗИН, директор Департамента по туризму Минспорта и туризма: 

— Популярная поисковая система Booking.com в 2012 году показывала всего 27 мест для размещения в Минске, из них 7 — гостиницы. Сейчас на сайте их насчитывается более 400. Если бы не ЧМ, рост числа отелей у нас растянулся бы на 5—10 лет, не так скоро к нам пришли бы мировые операторы. В какой-то степени гостиницы немного обогнали время и потребность рынка. И по сути Минск только сейчас достиг рекомендаций времен СССР, когда на тысячу жителей должно приходится 6 койко-мест. В некоторых европейских столицах их в разы больше. В Вильнюсе, к примеру, в два раза больше гостиниц, в двухмиллионной Праге – в 10 раз. Пойдет движение, и отели будут заполняться. Хоть сейчас и говорят, мол, зачем столько их. Эта ситуация схожа с разговорами про ледовые дворцы. Когда их строили, было много недовольных, но по факту они работают с 6 утра и до 12 ночи и еще бы работали…

Кстати

За все время чеки Tax Free у нас оформили представители 79 стран. В том числе гости из далеких и экзотических Австралии, Эквадора, Анголы, Мексики, Индии, Новой Зеландии, Кореи, Кубы, Индонезии, Мьянмы, Шри-Ланки и Мозамбика.

Мария ДРУК

m_druk@mail.ru

Без оглядки на звезды


Еще полтора года назад скептики вполне резонно задавались вопросом: гостиниц-то мы понастроим, а как заполнять их будем? Что же, вполне здравое замечание, если учесть, что число койко-мест с 4,5 тысячи выросло до 9,3 тысячи. Впрочем, еще год назад голова по этому поводу у управляющих гостиницами и отелями не болела: во время ЧМ наполняемость на некоторых объектах достигала 90 процентов. Разумеется, хвастаться сегодня такими показателями не приходится. Более того, средняя «температура» по рынку — 30—35 процентов, хотя особо оптимистичные специалисты и могут привести цифру в 54 процента. При этом высокодоходным гостиничный бизнес считается при показателях 60—65 процентов. 

Фото БелТА
Фото БелТА

Так или иначе, все сходятся во мнении: хоккейный праздник однозначно изменил рынок отелей в Беларуси в лучшую сторону, «подарив» Минску 14 новых гостиниц. Причем в Беларусь наконец-то пришли известные мировые бренды. Андрей Алешкин, директор белорусского представительства консалтинговой компании Colliers International, выделяет и такой положительный момент: в городе появилось больше бюджетных и трехзвездочных гостиниц, в которых раньше был недостаток. Правда, теперь хотельерам придется очень постараться, чтобы бизнес быстро окупился. Кстати, конкуренция на гостиничном рынке неизменно повлекла за собой снижение цен на номера. Сравните: во время ЧМ стандартный одноместный номер single в отеле уровня «три звезды» обходился в среднем в 80—100 долларов за сутки, за такое же размещение в четырехзвездочной гостинице отдавали в среднем 187 долларов, а в пятизвездочной цены доходили до 300 долларов. При этом между гостиницами была договоренность: во время ЧМ цены существенно не повышать. Год спустя положение дел кардинально изменилось: по словам хотельеров, многие игроки откровенно демпингуют и ведут недобросовестную политику. В результате цены обрушились, и все смешалось на гостиничном рынке. Сегодня без особой разницы для кармана можно выбирать отели без оглядки на звезды. Так, в мае этого года стандартный номер в трехзвездочной гостинице обходился в среднем 75 долларов в сутки, в четырехзвездочной — около 150 долларов. При этом цена на номера в отелях «пять звезд» практически ничем не отличается и пока держится на уровне 150—170 долларов за «стандарт». Разумеется, такое положение дел многих не устраивает, и часть хотельеров хотела бы играть по твердо установленным правилам, чтобы не терять клиентов. 

Недавно в Минске задумались о создании туристическо-гостиничного холдинга, который помогал бы решать туроператорам и гостиницам те проблемы, с которыми каждый из них сталкивается поодиночке. Председатель Минской гостиничной ассоциации Николай Хролович уверен: нужно внедрять новые формы привлечения туристов в страну. Пока эту функцию часто возлагают исключительно на отели, а многие туроператоры остаются в стороне. Подобная несогласованность действий приводит к печальным последствиям и низким показателям. Между тем эксперты говорят: действующее число отелей — это не много. Николай Хролович считает, что основная задача теперь — проводить «мягкую агрессивную политику», чтобы иностранные гости задерживались в городе минимум на 2—3 дня, а не просто отмечались здесь проездом. Другой момент, который, к сожалению, есть — отсутствие нормального туристического продукта. «Минск — не Прага и не Париж, к нам не поедут просто так миллионы туристов. Но почему бы не начать работать, например, с российской периферией? Уверен — это выгодное направление», — рассуждает Николай Хролович. Правда, и здесь есть свои тонкости: турфирмы, как правило, нацелены исключительно на получение прибыли. А потому большинство компаний занимаются выездным туризмом. Тех же, кто привозит гостей в Беларусь, едва наберется с десяток.

Полина КОНОГА

konoga@sb.by

Сладко-горькое послевкусие


Прошедший после ЧМ год был непростым в экономическом плане. Тем не менее инвестиции, вложенные в подготовку к спортивному мероприятию, медленно, но верно дивиденды приносят — материальные и не только. Эксперты из разных отраслей рассуждают о том, что оставил нам знаменательный хоккейный турнир, как повлиял на белорусов и как грамотно использовать огромный потенциал в сфере туризма. 

Фото БелТА
Фото БелТА

Анатолий АКАНТИНОВ, генеральный директор центра стратегического развития «Маркетинговые системы», эксперт по территориальному маркетингу и страновому имиджу:

— Приведу простой факт: в конце 2014-го загруженность большинства гостиниц Минска едва дотягивала до 30%. Это демонстрирует то, что мы, к сожалению, после ЧМ не смогли использовать весь потенциал, который давал хоккейный турнир. Мы зациклились исключительно на болельщиках, забыв про информационные каналы и туризм в целом. Разумеется, одним отелям оказалось не под силу потянуть все эту «волну». Есть и другая проблема: мы не умеем считать прибыль, полученную от туризма. Официальная статистика ведь не учитывает ни гостей из России, ни туристов-индивидуалов, которые приезжают в страну в частном порядке. А ведь они оставляют немало денег и в магазинах, и в ресторанах…

Обратите внимание, как политически грамотно решает имиджевые вопросы Президент страны: предоставляя Минск как переговорную площадку для контактной группы по Украине или принимая здесь высоких гостей, создает тем самым прекрасную рекламу Беларуси. Уверен, после визита Председателя КНР Си Цзиньпина китайские туристы к нам поедут эшелонами. Почему же другие отсиживаются и не занимаются этими вопросами? Приведу такой пример: сейчас мы разрабатываем проект «Минск выходного дня». Предложили, чтобы гостиницы давали дисконт 30—40% для тех, кто захочет посетить наши фестивали или экскурсии. Вы удивитесь, но туроператоры устроили бойкот, не захотев делиться этой скидкой с потребителями. А потом турфирмы начинают лукавить, когда говорят, что им нечего предложить иностранным гостям в Беларуси. Или ссылаются на визовый режим. Какие проблемы? Продвигаете страну жителям России, Турции, Израиля… Мы совершенно не умеем использовать весь потенциал, который у нас есть. Сейчас стоит активно «шевелиться» в этом направлении. 

Андрей КАРАБАНЮК, заместитель генерального директора, директор МКСРК «Чижовка-Арена»:

— Могу сказать однозначно: сегодня многие скучают по прошлогоднему грандиозному празднику на наших улицах и аренах. Чемпионат показал, что мы можем более чем достойно проводить мероприятия такого уровня. И если есть шансы на то, что ЧМ 2021 года может пройти в Минске, нужно делать все возможное, чтобы так и произошло. Если говорить о нашей организации, минувший год стал положительным во всех смыслах: во-первых, увеличилось число желающих взять в руки клюшки и стать на лед. Сегодня у нас занимаются 4 группы физкультурно-оздоровительных секций по обучению элементам хоккея с шайбой детей до 16 лет — всего 180 ребят. Плюс 250 человек во взрослых группах. Во-вторых, наша площадка была признана Федерацией хоккея лучшей площадкой по итогам сезона 2014—2015 годов, а в следующем сентябре мы хотели бы принять финальный квалификационный турнир перед зимней Олимпиадой-2018. Все эти большие и маленькие победы подтверждают: хоккей в Беларуси очень популярен.

Евгений САХУТА, председатель Белорусского союза мастеров народного творчества:

Прошлогодний ЧМ заложил хорошую традицию: в этом году 1 и 9 мая наши ремесленники работали на площадках возле городской Ратуши и у Дворца спорта. Конечно, хотелось бы, чтобы гости Минска могли без проблем и в любое время найти сувенир или подарок ручной работы. И у нас уже была договоренность с городскими властями о том, чтобы до поздней осени каждые выходные выставлять свою продукцию в этих местах. Речь шла о безвозмездном пользовании площадками. Но буквально на днях стало известно, что арендатор решил взимать за услугу деньги. Так что мастера пока размышляют: не всякий из них сможет за два дня окупить свое место. Очень обидно, что складывается такая ситуация. 

Ульяна БУШУЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter