Чем родина удивила

В гостях и дома

В гостях и дома


Эта удивительная фотография снята с высоты птичьего полета: молодой лес, растущий среди поля, в форме сердца. Никакие инопланетяне не колдовали над этим пейзажем. Для Беларуси это все естественно, говорит Александр Лосминский, автор этого и многих других кадров, директор телерадиовещательного канала «Гродно плюс». В Национальной библиотеке в Минске на смотровой площадке на уровне 22–го этажа как раз проходит его выставка «Гродненская земля с высоты птичьего полета». Издательство «Беларусь» издало солидный одноименный альбом с предисловием губернатора Семена Шапиро.


Слаб человек. Оказывается, я не только белоруска, но и гродненская белоруска. Об этом приятно вспоминать в Москве, находить земляков, повторяя: а вы знаете, что в Гродненской области теперь самые высокие в стране урожаи пшеницы и надои молока? А вы знаете, что санаторий «Озерный» может конкурировать с любым европейским СПА–отелем? А вы знаете, что ни одна другая область не имеет такого масштабного июньского фестиваля национальных культур, на котором любы все: белорусы, русские, поляки, литовцы, украинцы, татары, евреи... И вообще рядом блок НАТО — это всего лишь 20 километров от Гродно до Польши и Литвы. Поэтому Гродненщина держит такой класс.


Тут я немножко перестаралась. Проблем у моих земляков не меньше, чем у других. Прошлогоднее падение белорусского рубля чувствительно для всех. Теперь продукты питания, имеющие потрясающую репутацию и дома, и в России, заметно подорожали. Но и качество на высоте!


В эти дни меня несколько коллег встретили радостной новостью: магазин «Белорусский фермер» появился совсем рядом с нашей редакцией, на Нижней Масловке. Там такие мясные продукты, вкус которых мы чуть не забыли.


Я как–то писала в «СОЮЗе» материал «Секретное оружие. Может ли им стать белорусская колбаса?». Речь шла о том, как Анатолий Гришук, изучив европейский опыт, организовал по современным технологиям не только работу Гродненского мясокомбината, но и открыл еще агротуристический комплекс «Коробчицы» с замком, конюшней, зоопарком, охотой. Тогда у Анатолия Георгиевича была еще одна мечта — засадить неудобье–пролески плантациями голубики и поставлять ее на завтрак в отели Европы.


В этот приезд интересуюсь: мечты сбываются? От оптимиста Гришука слышу подтверждение: в прошлом году уже собрали первых пару тонн... Облисполком их усилия поддержал и добавил еще столько же земли на все социальные новаторские проекты. У них теперь появился еще настоящий партизанский лагерь. Представляете, как это важно в стране с героической историей? Договорились, что к Дню Победы дислокацию лагеря непременно обнаружим. Конечно же, люди с таким европейским кругозором и гражданским патриотизмом, как Гришук, штучные, на конвейере такие руководители не штампуются. И важно, что власть им подставляет свое плечо, а не подножку.


На праздники в Беларусь мы поехали в гости целым семейным табором — нас уже шесть человек: три поколения. Так как любому дому, даже нашему большому, родительскому в центре Ивья, непросто выдержать такое количество москвичей, мы остановились в санатории «Озерный» и наезжали к маме и папе на обеды в гости. Теперь я искренне говорю своим друзьям: если вы хотите видеть сосновый лес и бесконечную цепь озер, уходящих в Литву, иметь европейский комфорт, современные медицинские услуги и ежеминутное сердечное участие — никуда больше не ездите отдыхать. Так в моем телефоне появились контакты еще одного талантливого белоруса — Александра Михайловича Купрашевича. Интересуюсь у директора: вот сейчас у вас праздничный пик, а потом как выживать будете?


На что Купрашевич говорит только одну фразу, в которой я не понимаю ни слова: «Сейчас попрошу Дану принести какой–нибудь брикет, ну хотя бы сентябрьский». Дальше действительно был миг торжества профессионалов.


Я стала читать толстенную стопку заявлений (только от россиян) с просьбой предоставить путевку на сентябрь с... по... так как «мы у вас отдыхали и нам очень понравилось». Адреса самые разные: Гатчина, Калуга, Обнинск, Самара и, конечно же, Москва и Питер.


Однажды ректор финансовой академии мне сказал, что во время вступительных экзаменов он вынужден был каждый день менять номер мобильного телефона. Так и предположила, что с мая по сентябрь Купрашевичу тоже не всякий сможет дозвониться.


Они уже отказались от проведения симпозиумов, конференций, выездных коллегий, которые раньше были подмогой, а теперь просто выбивают всеобщую жизнь из умеренного ритма. Работать на репутацию предоставлением традиционных услуг получается лучше всего.


Им есть теперь что сравнивать: минувшим летом с группой директоров санаториев они объехали лучшие курортные места Литвы, Эстонии, Финляндии, где предоставляют широко рекламируемые СПА–услуги, рассказывает Купрашевич. Но у них в придачу есть и все остальное, в том числе и врачи с хорошей клинической практикой, рядом ведь Гродно со своим достойным мединститутом.


Ну а о том, как тесен мир, я поняла в рождественском телефонном разговоре еще с одним своим давним знакомым, Николаем Залевским, с которым вместе работала в минской молодости. Когда начала рассказывать про удививший меня «Озерный», он вдруг сказал: «А это я его строил, когда был в нулевые годы управляющим делами Нацбанка Беларуси. Проект делал «Гродногражданпроект», строители все белорусские, только материалы были польские». Сколько тут совместных заседаний мы провели вместе с Центробанком России...


...Фирменный поезд Неман — Гродно — Москва каждый день прибывает на Белорусский вокзал. Пустым он не ходит. Говорят, все чаще раздаются речи, что пора вернуть и авиарейс Москва — Гродно. Интерес, как родник, всегда пробьет верную дорогу.


Ядвига Юферова

зам. главного редактора «Российской газеты»


Гродно — Москва

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter