Чем больше склад, тем меньше скидки…

Под лежачий товар и покупатель не течет…

Под лежачий товар и покупатель не течет… 

По докризисным западным меркам, на оптовом складе продукция дольше месяца лежать не должна. Не продалась за это время — вступает жесткая система скидок. Во время финансового кризиса она расцвела в Европе. Продавцы запросто снижают цены даже на 80—90 %, чтобы поскорее расчистить склады и прилавки. Белорусам такой скидочный коммунизм и не снился. Только к весне производители стали лениво и неохотно «пододвигаться» на 10—20 %. На этой планке многие и застопорились. Увы, рассчитывать на большую щедрость покупателям не приходится. Залежавшийся на складе товар не может быть дешевым по всем законам арифметики и экономики.

Склады сегодня трещат от потребительской продукции. Покупателя зазывают магазины, рекламные ролики обещают в подарок копеечный чайник в довесок к дорогой бытовой технике… Но покупатель остается равнодушен к отчаянным рекламным призывам. Он ждет серьезных скидок. И напрасно. Любой товар, как и коньяк, с каждым месяцем выдержки становится дороже. Этих законов экономической арифметики отечественные производители не учли. Тянули до последнего, еще в начале года думали, что обойдется, спрос не упадет… Но не тут-то было. Пройдет еще несколько месяцев, и залежавшийся товар хоть по себестоимости реализуй, все равно покупатель не почувствует ценовой разницы по сравнению с прошлым годом.

Дотошные европейцы посчитали: в розничной цене почти любой продукции 60—80 % расходов припадает на ее хранение и транспортировку. Эта теорема распространяется и на нашу промышленность. Давайте произведем банальный расчет. В прошлом году хороший холодильник можно было приобрести в розницу приблизительно за 2 миллиона. Учитывая торговую наценку, прибыль производителя, транспортные расходы, его чистая себестоимость «крутилась» максимум в районе 1 миллиона. Если бы товар с конвейера через торговлю сразу уходил потребителю, то завод и магазин со скидкой 30—45 % смогли бы выйти на нулевую прибыльность. Многих с панталыку сбил сумасшедший спрос начала января. Маркетологи «Горизонта» тогда потирали руки, отмечая «возросший спрос на ЖКИ-телевизоры, производство которых и дальше будет наращиваться». И где продажи? Интерес к бытовой технике как возник, так же быстро и схлынул. А товар остался «мурыжиться» на складах.

Место под любой крышей стоит денег. И склад – не исключение. Один квадратный метр обходится минимум в 5 долларов в месяц. Складские запасы – это деньги, которых сейчас предприятиям не хватает для своей жизнедеятельности. Приходится брать в долг у банков. А процентная ставка сейчас 14—16 %. Другими словами, ежемесячно себестоимость «зависшей» продукции можно увеличивать еще на 1—1,5 %. Ладно, бытовая техника. За полгода-год она может не сильно потерять в актуальности. А трикотаж… Мода сменилась, и устаревшие модели многим и даром не нужны. Кстати, «убила» одна недавняя распродажа, на которой пытались всучить потребителям коллекцию 2006 года! Это столько времени понадобилось, чтобы уценить товар! При подобных подходах неудивительно, что у легпрома склады лопаются от готовой продукции.

Нынче пошла еще одна мода. Не хватает «родных» складов, начинают продукцию «распихивать» на хранение в филиалы в регионах. Вообще сказка получается: отвезли товар за сотню-другую километров, разгрузили, а потом обратно в Минск повезут, когда спрос появится… А сколько стоит такое бессмысленное путешествие?! Словом, «помариновавшись» в ожидании покупателя, вещи становятся дороже. За полгода (а большие проблемы начались именно в январе) их себестоимость вырастает на 15—25 %! Так откуда сейчас взяться большим скидкам? Производители, судя по всему, с трудом «вытягивают» несчастные 5—15 %. К сожалению, это предел. В противном случае предприятия ждут колоссальные убытки, после которых можно и не оклематься.

Кризис нынче является хорошей отговоркой по любому поводу. И забитые до отказа склады – не исключение. Конечно, в нынешней экономической ситуации приходится нелегко. Но крутиться надо. И наши производители страдают не столько из-за падения потребительского спроса, сколько из-за собственной нерасторопности. Взяли бы и стали продавать отлежавший бока товар по себестоимости. И не через магазины, а прямо со склада. Нет транспортных расходов, исчезает торговая наценка – можно вполовину розничной цены отдавать. Если за 2 миллиона холодильники не нужны, на технику в два раза дешевле покупатель найдется! И не поленится на склад приехать, на собственной машине увезти товар.

Лет восемь назад был в командировке на одном предприятии в Брестской области, которому одно время приходилось выплачивать зарплату продукцией. А выпускал завод газосиликатные блоки! Тогда поинтересовался: как же народ «получку» домой уносил? Оказалось, и не забирал никто «оклады». Блоки маркировали пофамильно, а люди потом находили покупателей и приезжали с ними прямо на склад. Естественно, товар учитывался по себестоимости. И оказалось, что продать стройматериалы «по ценам ниже рыночных» по силам даже простым рабочим, для этого не надо ни экономического, ни финансового, ни маркетингового образования…

Думаю, руководители предприятий традиционно сошлются на сложное законодательство. Явно не может завод вести торговлю за наличный расчет. Но неужели крупному предприятию проблема получить соответствующую лицензию? Или, на худой конец, заключить договор с торговой организацией на оказание услуг реализации товара прямо со склада. Совершенно законно поставили бы рядом с проходной кассовый аппарат — и все проблемы решены. Или все ждут всплеска цен?! Так с забитыми под крышу складами он наступит нескоро. По крайней мере, на «нерасторопных» предприятиях…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter