Журналисты «Р» решили выяснить, как выглядит законодательная кухня изнутри

Человек парламенту закон

Наша жизнь состоит из законов. Все мы их соблюдаем, а некоторые из нас такие документы даже принимают. Журналисты «Р» решили выяснить, как выглядит законодательная кухня изнутри, для чего детально изучили работу Парламента, местных Советов депутатов. А заодно узнали о новых законодательных инициативах и переменах, которые грядут в бюджетной сфере и отрасли ЖКХ.

Законодательную ветвь власти в нашей стране представляет Национальное собрание. Законотворчество, разумеется, главная составляющая работы Парламента. Хотя в целом деятельность его весьма разнообразна и насыщенна. Это логично объясняется тем, что в числе депутатов и сенаторов — лучшие люди, профессионалы высокого уровня в своих сферах деятельности. Поэтому и нет сфер, важных для государства и общества, которые бы не входили в сферу компетенции Палаты представителей и Совета Республики. В сегодняшнем специальном выпуске «Парламентская трибуна» мы расскажем об актуальных направлениях деятельности нашего Парламента.

КПД работы Комиссии


Рассмотрение законопроекта в Совете Республики — обязательная стадия законотворческого процесса. Серьезная фабрика высококачественных документов и мощный фильтр на пути «сырых» — примерно так можно охарактеризовать роль и значение верхней палаты Парламента.
Такие выводы сами собой приходят, когда знакомишься с кухней работы сенаторов. А начинается она уже на стадии планирования будущих законопроектов. Работа идет в тесном взаимодействии с Палатой представителей, поэтому проект даже к рассмотрению депутатами приходит практически готовым. Нередко будущий закон подвергается целой серии экспертиз: Национального центра законодательства и правовых исследований, экспертов обеих палат Парламента. И даже прокуратуры — на предмет криминальных рисков.

Непосредственно в Совете Республики, как и у депутатов, важное место отводится постоянным комиссиям. Эту стадию работы председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Лилия Мороз видит насыщенной и многогранной:

— Для того чтобы тщательно проанализировать предлагаемые к регулированию правоотношения, комиссии нередко выносят законопроект на общественное обсуждение. Нами проводятся парламентские слушания, «круглые столы», семинары, научно-практические конференции. Иными словами, комиссии создают площадку для диалога, обсуждения любых вопросов.


Фото Артура ПРУПАСА

Стоит заметить — диалога уважительного, взвешенного, без лоббирования узких корпоративных интересов. Как это происходит на практике, автор этих строк не раз имел возможность увидеть воочию. Профессиональный и личный опыт сенаторов, компетентность приглашенных ими экспертов, анализ лучшего мирового опыта позволяют не просто снять все спорные вопросы, но и увидеть «обратную сторону медали». А то и вовсе отдаленные последствия тех или иных решений. Не в этом ли высший пилотаж законодателя?

— Это кропотливая, практически ювелирная работа, — подтверждает Лилия Мороз. — У каждого из сенаторов за плечами большой опыт управления трудовыми коллективами, общественными организациями и целыми территориями. Это позволяет реально оценивать актуальность предлагаемых законодательных решений. 

При всем этом одним из главных приоритетов Совета Республики является принятие законов, открывающих простор для экономического роста и благосостояния граждан. По сути, сенаторы работают на благо каждого отдельного человека, на повышение качества его жизни, на удовлетворение его нужд и потребностей. А потому Лилия Мороз видит необходимость надежного канала обратной связи:

— С его помощью мы даем возможность людям практически напрямую участвовать в процессе законотворчества. Поэтому большое значение имеет проводимая сенаторами работа с населением.

Главная цель верхней палаты Национального собрания — выработать четкую и всесторонне взвешенную позицию по рассматриваемому законопроекту. Его положения должны быть однозначными и понятными. Сенаторы убеждены в порочности практики принятия актов, требующих после себя горы разъяснений и комментариев.

Максим Осипов

osipov@sb.by

Про местные Дела


Не каждую проблему решишь, сидя в кресле. Особенно, когда речь идет о регионах. Разбираться и вникать в суть дела нужно прямо на местах. Об этом в Совете по взаимодействию органов местного самоуправления, созданном при верхней палате Парламента, знают не понаслышке. 

Депутаты местных Советов из разных уголков нашей страны в любой момент могут напрямую позвонить сенаторам и получить разъяснение по интересующему их вопросу. Обратная связь налажена на самом высоком уровне. Но это лишь маленькая часть системной и в действительности очень многогранной работы. По сути, Совет по взаимодействию — единственный в нашей стране коллегиальный совещательный орган, который объединяет местные Советы всех уровней и обеспечивает координацию между верхней палатой Национального собрания, органами местного самоуправления и госуправления. В центре внимания самые актуальные вопросы: от наведения порядка на земле и закрепления кадров в сельской местности до формирования бюджета. Заместитель председателя Совета по взаимодействию органов местного самоуправления Светлана Герасимович уточняет:

— Не все проблемы, которые есть в регионах, видны сверху. Поэтому мы стремимся изучать и вникать в положение дел, лично посещая населенные пункты и общаясь с депутатами местных Советов. Кроме того, выстраивается действенный механизм контактов с населением. Всячески содействуем органам представительной власти в решении вопросов, которые волнуют граждан. 

В практике Совета по взаимодействию целый арсенал методов работы с регионами. Проведены десятки заседаний, в том числе выездных, семинаров и практических занятий, организованы сотни встреч с руководителями местных Советов. Традиционным стало участие в заседаниях сессий, президиумов, региональных собраниях. Итог столь активной деятельности — повышение статуса депутатов и их роли в решении местных проблем. Светлана Герасимович приводит пример:

— В этом году впервые в Могилевской и Гродненской областях появились областные ассоциации местных Советов депутатов, которые будут представлять и защищать интересы своих представителей в других органах. Создание таких структур — международная практика. Они есть в Литве, Польше, России и других странах.

Еще одно новшество — создание депутатских групп. В том числе на предприятиях, находящихся в сложной финансовой ситуации. Сегодня у нас действует 166 подобных объединений. Эта работа, начатая после поручения председателя Совета Республики Михаила Мясниковича, будет развиваться и дальше. 

Местное самоуправление в последние годы укрепило свои позиции. Хотя его потенциал задействован не полностью — есть куда развиваться. При всем этом главным приоритетом, обращает внимание Светлана Герасимович, было и остается внимательное отношение к человеку:

— Оценка власти, как правило, дается в целом. Не важно, кто решает проблему конкретного человека: депутат сельсовета, горсовета или сенатор. В первую очередь имеет значение, как он это сделает. Мы — одна команда, единый слаженный механизм.

Факт

В состав Совета по взаимодействию органов местного самоуправления входит 31 человек — председатели Советов депутатов всех территориальных уровней, руководители республиканских органов государственного управления. Среди них Администрация Президента, Минфин, Минюст, Госкомимущество, НАН.

Ирина СУДАС

sydas@sb.by

Все делают люди


Только представьте себе: вы покупаете в магазине обычный кусок говядины и уже через пару минут владеете доскональной информацией о возрасте животного, о том, в каком хозяйстве оно выращивалось, чем болело, и какими препаратами его лечили. Считав специальный штрихкод с этикетки при помощи мобильного телефона, любой покупатель будет знать, насколько качественное мясо он приобрел. Это станет возможным после того, как парламентарии примут Закон «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных, идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения». О сути этого документа и о том, какие еще законодательные новшества улучшат работу аграрной отрасли, рассказал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Национального собрания Виктор Щетько. 

— Виктор Владимирович, как скоро заработает этот документ и чем вызвано его появление? 

— Это очень непростой законопроект, мы трудились над ним более года. Анализировали мировую практику, к разработке подключали ученых, специалистов Минсельхозпрода, работников Горецкой сельхозакадемии, куда дважды выезжали депутаты. Уже разработана и поэтапно внедряется соответствующая государственная информационная система. Депутаты выезжали в Горецкий и Солигорский районы, смотрели, как идет эта работа. Побывали и в Несвижском районе. В стране создан Центр информационных систем в животноводстве, где будут работать до 300 специалистов. Процедура электронной идентификации животных существует в мире более 20 лет. Казахстан так работает. Россия к этому приближается. Важно и нам не опоздать. На то, чтобы закон четко и слаженно стал действовать, отводится два года.


Фото Александра СТАДУБА

— Определены ли источники финансирования?

— В переходный период идентификацию и регистрацию профинансируют за счет средств республиканского бюджета, а впоследствии - за счет владельцев животных. При обсуждении закона возникли вопросы, как быть с мясом с частного подворья. Решили, что хозяева, которые выращивают животных для собственных нужд, а не для продажи, освобождаются от данной процедуры. Если же они хотят выходить со своей продукцией на рынок, то соответствующую помощь владельцам личных подворий окажут на местах специалисты. 

— За последнее время возглавляемая вами комиссия трудилась и над другими законодательными актами, которые касаются улучшения качества работы аграрной сферы. Что изменилось, к примеру, с принятием нового закона о семеноводстве? 

— Закон направлен на создание условий для получения семян растений с лучшими сортовыми и посевными качествами. Ведь от качества семян зависит то, какой урожай вырастет на поле. Поэтому у нас подход при разработке закона был жесткий. И под видом семян мусор в нашу страну теперь не завезешь. Но в комиссию поступают обращения с просьбами еще большего ужесточения закона. Здесь есть над чем подумать. Возможно, соответствующие поправки примем на осенней сессии.


Фото Виталия ГИЛЯ

— Депутаты непосредственным образом участвуют в совершенствовании земельного законодательства. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее. 

— Например, раз в четыре года делается кадастровая оценка земли, которая учитывается при любой сделке. От нее зависит стоимость участка под строительство дома, цена предприятия при продаже. Понятно, что участок под Минском будет стоить дороже земли в глубинке. Районы должны были заказывать кадастровую оценку специалистам раз в 4 года, но многие этого не делали. Мы подправили закон. Передали полностью работу по организации кадастровой оценки из районов в Комитет по имуществу. Туда же будут направляться и финансы. Уверен, дело от этого только выиграет. 

Лилия ХЛЫСТУН

sob@sb.by

Жировки потеряют лишний вес


Жилищно-коммунальные услуги со временем объективно будут обходиться дороже. Государство этой перспективы от граждан не скрывает. Но раз коммунальные службы будут получать от нас больше, справедливым было бы требовать от них детального отчета за каждую потраченную потребителем копейку. В том числе и поэтому отрасль ЖКХ сейчас стоит на пороге серьезных реформ. О том, какие перемены нас ожидают в ближайшем будущем, беседа с зампредседателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Леонидом КОВАЛЕВИЧЕМ. 

— Леонид Николаевич, как вы считаете, что именно является главной причиной негативных явлений в системе ЖКХ?

— Проблем в отрасли хватает. В их числе недостаточное и неравномерное финансирование предприятий, массовая приемка от министерств и ведомств не только объектов ЖКХ, но и иного назначения, выполнение несвойственных работникам функций, а также неспособность местных органов власти в выделении дополнительного финансирования. Что получается в результате? В целях своевременной выплаты зарплаты, оплаты текущего потребления энергоресурсов и осуществления других платежей многие организации ЖКХ привлекают огромные кредитные ресурсы банков, что в итоге приводит к вымыванию их собственных оборотных средств.


Фото Александра РУЖЕЧКА

— Вы являетесь сторонником кардинального разрешения вопроса и в сфере управления жилфондом...

— По имеющимся данным, более 90 процентов жилых помещений у нас в стране относится к частному жилищному фонду, но население крайне неохотно идет на создание товариществ собственников, уходит от управления коллективной собственностью. Главный виновник во всех бедах для него — работник жилищно-коммунального хозяйства. Конечно, в деятельности товариществ собственников, или так называемых кондоминиумов, очень много спорных вопросов. Но при грамотном управлении председателем и правлением товарищества условия проживания на общей домовой территории оказываются намного лучше, чем в некоторых домах, обслуживаемых ЖЭУ. 

— В минувшем году тема повышения качества коммунальных услуг, снижение их себестоимости вышла на уровень Президента, он распорядился создать рабочую группу по изучению проблемных вопросов в ЖКХ, руководителем которой назначил бывшего главу КГК Александра Якобсона. Вы тоже работали в этой группе. Поделитесь результатами?

— Цель и задача рабочей группы была обозначена четко и ясно: детально разобраться в стоимости ЖКУ. Анализ показал, что, если мы не уберем из жировок тот лишний «жир», который туда подкладывают коммунальщики, пусть даже и не по своей вине, то мы не получим тот результат, который ждет от нас наше население. Нужен постоянный контроль за расходами, постатейный контроль затрат, которые ежемесячно отражаются в жировках. При разумном, толковом подходе, на мой взгляд, большого скачка цен на ЖКУ в ближайшие годы быть не должно. 

— Какие еще были сформулированы предложения?

— В частности, разработан проект Указа «О структуре управления жилищно-коммунальным хозяйством», где предлагается создать единую для всей страны систему управления ЖКХ путем создания в каждой области госучреждений, финансируемых за счет областного бюджета. На них будут возлагаться функции по проведению госполитики в сфере ЖКХ, координации деятельности всех организаций, выступающих заказчиками ЖКУ. Еще одним проектом «О финансировании организаций ЖКХ» предлагается решить вопросы по обеспечению равномерного финансирования организаций отрасли, чтобы у них была возможность своевременно рассчитываться по своим обязательствам.

Инициатив много. И все они направлены на формирование наиболее эффективной модели функционирования ЖКХ.

Беседовал Александр БЕНЬКО

benko@sb.by

Депутат в округе


Отправляясь на встречу с избирателями депутата Палаты представителей Анатолия Коханова, я ожидала услышать стандартные жалобы на текущие крыши и некачественный ремонт. Такие вопросы в адрес народного избранника действительно поступают регулярно, но еще чаще люди приходят для того, чтобы поделиться самым сокровенным, получить личный совет, найти выход из тупиковой жизненной ситуации. Так приходят не к официальному лицу, а к близкому другу, который никогда не оставит в беде.


Ванда СПИЖАРСКАЯ из Свислочи рассказывает депутату Анатолию КОХАНОВУ о дочери, которой запрещено самостоятельно ухаживать за собственным сыном

Округ Анатолия Коханова немаленький. Берестовицкий, Свислочский, Мостовский и часть Зельвенского района. Поэтому график встреч напряженный. С утра прием в Большой Берестовице, после обеда — в Свислочи.

Первая посетительница даже не пытается сдерживать слезы. Учительница Елена Цыдик из агрогородка Кватары Берестовицкого района сетует на то, что никак не может найти общий язык с соседями. Живя на верхнем этаже дома с текущей крышей, она была вынуждена за свой счет ее отремонтировать. Жители нижних этажей наотрез отказались помочь. Им, мол, текущая крыша не мешает. Пришлось подавать в суд, который решил дело в ее пользу. Соседи не остались в долгу. Они запретили Елене заезжать в гараж по дорожке, которая находится на дворовой территории. Казалось бы: вот он, удобный обустроенный гараж прямо напротив входа в дом, а пользоваться им нельзя, потому что на месте заезда, по мнению соседей, должен быть газон. 

Как тут быть? В первую очередь помириться с соседями, считает Анатолий Коханов и вместе с Еленой едет к месту соседских войн:

— Я вижу, что дорожка к гаражу никому не мешает. Если вы имели разрешение на строительство этого заезда, но, как утверждаете, потеряли, значит, необходимо приложить все усилия, чтобы его найти в архивах. Это поможет вам решить проблему с заездом в гараж, но конфликт никуда не денется. Найдется другой повод для того, чтобы лишить вас жизненного комфорта.

Не легче ситуация и у Ванды Спижарской из Свислочи. Ее 27-летней дочери в свое время нелегко давалась школьная программа. Во взрослую жизнь она вступила с инвалидностью и легким уровнем отсталости в развитии. В 22 года родила здорового сына и только тогда узнала, что из-за своего диагноза не имеет права жить рядом с ним. Опеку оформила на себя бабушка, но, зная безобидный характер дочери, ограничивать ее в уходе за родным сыном не стала. О том, что вопреки предписаниям мама живет вместе с малышом, узнали в прокуратуре и потребовали: мать отселить и к ребенку подпускать только в присутствии бабушки.


Елена ЦЫДИК с выездом на место продемонстрировала депутату свою проблему: соседи запрещают ей пользоваться дорожкой к гаражу

Анатолий Коханов не смог порадовать расстроенную бабушку: официально диагностированное психическое расстройство — достаточный повод для того, чтобы ограничить человека в беспрепятственном доступе к ребенку. 

Дальше — снова личные счеты. Жительница деревни Кобыльники смертельно обиделась на продавщицу автолавки, которая не додала ей 90 тысяч сдачи. Требует увольнения. Окончив прием, депутат грустно улыбается:

— Такие просьбы — самые сложные. Вникаю в ситуацию, даю советы, даже сам ездил мирил враждующих. Гораздо проще решать вопросы, которые замыкаются на исполнительной власти. 

Не обошлось без участия председателя Свислочского райисполкома Владимира Онищика и на этот раз. Причина обратиться к нему за помощью у депутата была весомая: коллективная просьба от жителей деревни Студеники о капитальном ремонте дороги. Глава района сразу же включился в работу:

— Они правы, дорогу необходимо ремонтировать.

Это не первый случай сотрудничества обеих ветвей власти. Например, в апреле на прием к депутату пришли труженицы бытовой сферы. Из-за тяжелой ситуации на предприятиях они оказались без работы. Выход снова искали совместно. Весной девушки работали в поле на уборке камней, за это время район нашел 350 миллионов рублей в поддержку кризисных предприятий. Благодаря этому какое-то время они продержатся, а там заработают 3 серьезных инвестпроекта, где будут нужны рабочие руки.

Катерина ЧАРОВСКАЯ

Фото автора

czcz@onet.eu

Секвестр бюджетных расходов социальных статей не коснется 


Сверстать государственный бюджет на 2016 год — не поле перейти. Проблема в том, что все еще нет детальных прогнозов, что же будет с мировой экономикой. Россияне затрудняются дать точные расчеты и по курсу рубля и по стоимости нефти и нефтепродуктов. Такое же отсутствие обоснованных мнений можно наблюдать и в другом направлении — в Евросоюзе. А предложений с вопросительным знаком в конце в последнее время немало. Будут ли продолжены и ужесточены санкции в адрес Российской Федерации? Чем Россия ответит на такие меры экономического воздействия? Что будет с курсом российской и европейской валют? На каком уровне установится цена на нефть на мировых торговых площадках? Когда удастся ответить на все эти вопросы, станет понятным, насколько успешно справился Минфин с задачами бюджетного планирования на 2016 год. 



К сожалению, время сейчас не на нашей стороне. Ждать до конца нынешнего года никак нельзя. Бюджетное планирование четко прописано в Бюджетном Кодексе, и сроки, в которые Минфин должен подавать на рассмотрение депутатам Палаты представителей этот пакет документов, строго оговорены. В принципе, работа в министерстве уже идет, и депутатский корпус помогает коллегам. Не так давно состоялось заседание Президиума Совмина по поводу основных показателей социально-экономического развития страны в 2016 году, где рассматривали несколько сценариев развития событий — позитивный и негативный. Все понимают, что и цены на нефть, и российская нестабильность, и «украинский вопрос» — это те главные факторы, которые на сегодняшний момент не создают предпосылок для роста, а наоборот, обещают лишь определенное замедление и даже рецессию.

Конечно, в процессе подготовки бюджета-2016 во главу угла ставятся социальные вопросы, которые для нас в каком-то смысле священны и которыми мы никогда не поступимся. Существует и достаточно четко исполняется такой постулат: свои социальные обязательства государство безусловно выполнит в полной мере. Подрезать бюджетные расходы нам предстоит в других статьях, примерно в тех же, на которых мы экономили в нынешнем году. Будет иметь место некоторое замедление инвестиций в будущее, пересмотр капитальных затрат, возможно финансовая «заморозка» коснется тех проектов, которые не являются для государства первоочередными. 

Впрочем, нынешняя ситуация в экономике для тех, кто занимается сведением расходной и доходной части бюджета, — прекрасный повод в очередной раз поднять другие актуальные темы и попытаться решить проблемы бюджетного планирования, которые не теряют своей остроты годами. Например, для нас важной проблемой является совершенствование межбюджетных отношений. Сегодня достаточно высока степень централизации бюджета, что снижает уровень мотивации к повышению доходной его части на каждой конкретной территории. Наступает пора создавать механизмы, чтобы стимулировать в большей степени наполняемость местных бюджетов. 

Недавно Правительство рассматривало еще один вопрос — возможность введения моратория на изменения в налоговом законодательстве. Я очень поддерживаю эту идею, потому что считаю, что наше налоговое законодательство в достаточной степени развито и было бы неплохо на какое-то время остановиться и прекратить налоговые реформы. За последние 10 лет мы сделали огромный шаг в совершенствовании налоговой системы, у нас стало меньше налогов, они стали проще, стало легче понимать их структуру. Конечно, нет предела совершенству, всегда есть куда развиваться, но не стоит забывать: настали сложные времена и самое время вспомнить старую поговорку о том, что на переправе коней не меняют. А вот в какой сфере стоило бы задуматься о реформах — так в системе льгот и преференций. Члены нашей Постоянной комиссии считают, что, если кому-то обеспечили налоговые послабления, значит, должна преследоваться какая-то цель. Через несколько лет мы обязаны возвращаться к этому вопросу, проводить анализ и смотреть, сработали эти льготы или нет, достигли ли мы цели.

Валерий БОРОДЕНЯ, к.э.н., член Постоянной комиссии по бюджету и финансам
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter