Человек должен рождаться в красоте…

Как можно оздоровить демо­графическую ситуацию на Витебщине?

Реализация Национальной программы демографической безопасности на Витебщине имеет стратегическое значение, убежден начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома Юрий Деркач

Придвинье – наиболее проблемный регион Беларуси по количеству трудоспособного народонаселения. А потому и реализация национальной программы демографической безопасности страны, разработкой которой занимался в свое время нынешний председатель Витебского областного исполнительного комитета Александр Косинец, здесь имеет стратегическое значение. Конечно же, сдвинуть дело с мертвой точки или, как теперь говорят, «сжать демо­графические ножницы», можно только всем миром, сообща. Но тем не менее основополагающая роль в этом жизненно значимом процессе отводится здравоохранению. Около полугода назад управление здравоохранения Витебского облисполкома возглавил Юрий Деркач – молодой, инициативный руководитель, умеющий брать на себя ответственность и принимать неординарные решения. За счет чего, на его взгляд, можно качественно и максимально быстро оздоровить демо­графическую ситуацию в регионе? В чем скрываются резервы и как их можно использовать? На эту тему корреспондент «Р» и ведет беседу с Юрием Николаевичем.

— Да, на Витебщине высоки показатели смертности, в настоящее время здесь проживает 45 тысяч человек, перешагнувших возрастную планку — 80 лет. При средних показателях продолжительности жизни 69—70 лет, это весьма обнадеживающий фактор. Тем не менее, несмотря на большую численность долгожителей, мы должны в первую очередь думать о приросте молодого трудоспособного населения. Самые трагические последствия Великой Отечественной, мощные послевоенные миграционные процессы, некоторый застой в экономическом развитии области в прошлом – все это повлияло на общую демографическую ситуацию. Что можно сделать сегодня? Инновации, инновации, и еще раз инновации во всех отраслях. Нельзя упускать ни единой возможности, ведь тесная взаимосвязь, существующая между самыми разными факторами, не простит ни единой ошибки, тут же повлияет на работу всеобщего механизма.

— Значит, вы уверены в том, что успех в реализации программы демографической безопасности прежде всего зависит от четкости и слаженности действий всех отраслей народного хозяйства?

— Бесспорно. Наступление нужно вести безостановочно и по всем фронтам одновременно. Здесь не может быть малозначимых участков. Например, недавно мы сделали анализ смертности и обратили внимание на то, что пожилые люди и лица, страдающие болезнями системы кровообращения, в большинстве своем умирают в зимнее время – примерно по 1100—1200 человек в месяц. Летом этот показатель на порядок ниже – 800—900 жителей области. Значит, наиболее опасный период следует обезопасить, этих людей можно и нужно сохранить. Что значит для пожилого человека остаться одному на зиму в глухой деревушке? Немощный старик попадает в экстремальную ситуацию. Вот почему в нынешнем году мы проводим своеобразный эксперимент. Практически при всех районных и участковых больницах создаются койки сестринского ухода. Не дополнительно, нет, а за счет имеющихся резервов. Все пожилые люди, проживающие в одиночестве в отдаленных малочисленных деревнях, берутся на учет. На местах в плане информирования с ними работают ФАПы, привлекаем священнослужителей и социальные службы, а с 1 октября начнется временное размещение пенсионеров «на постой» в государственных лечебных учреждениях. Здесь сельчане будут обеспечены всем необходимым до весны. В конечном итоге это сэкономит средства на выезд скорых, пожарных и автомагазинов, услуги социальных работников и т.д. Такое решение принято облисполкомом.

— Вы уверены, что престарелые граждане согласятся на подобный вариант?

— У них нет другого выхода. Это не пугающий «пожизненный» дом престарелых, а обычная больница. Кстати, нет смысла скрывать, что многие бабушки и дедушки и без того проводили зиму в больничных палатах. Просто медики были вынуждены вуалировать данный факт, формально выписывая пациентов через 10 дней, а потом вновь «госпитализировать». Теперь все будет законно. Где-то, в зависимости от количества «квартирантов», будут организованы палаты и койки сестринского ухода, где-то – отделения. Работа уже ведется. Кроме ранее открытых приютов, людей готовы принять в Друе, Дубровно, Чашникском районе и других населенных пунктах. Не секрет, что в районах полностью коечный фонд задействуется в большинстве своем лишь в период эпидемий гриппа. Временное перепрофилирование опять же сэкономит государственные средства. Если пребывание обычного больного в день стоит примерно 50—60 тысяч рублей, то для пожилых людей, не нуждающихся в особом лечении, – вдвое дешевле.

— Говорят, вы уже апробировали подобный метод накануне «Славянского базара в Витебске»?

— Это не совсем то (смеется). Просто на время проведения фестиваля всем «путешествующим» по улицам областного центра лицам, без определенного места жительства, было предложено отдохнуть за городом в одном из лечебных учреждений. Таким образом, под контроль медиков попало около 60 человек. Кстати, все пациенты были тщательно обследованы, при необходимости им назначалось лечение. С опустившимися людьми работали психологи, им была предоставлена возможность трудиться на подсобном производстве. Результат? Фестиваль окончился, а наши пациенты не желают выписываться – понравилось… И даже если половина из наших подопечных вернется после госпитализации к нормальной жизни, это будет настоящей победой. По распоряжению губернатора в настоящее время врачи в тесном взаимодействии с социальной службой и УВД прорабатывают вопросы их трудоустройства и обеспечения жилплощадью. В сельском хозяйстве с предоставлением жилья уже трудоустроено пять человек.

— Сегодня звучит немало нареканий в адрес медиков: мол, на селе сложно найти хорошего специалиста. Молодежь без опыта работы приходит туда «обкатываться» на 2—3 года и тут же уезжает в город…

— И в этом плане уже все продума­но. Принято решение, которое здорово поспособствует исполнению программы «Кадры», рассчитанной вплоть до 2015 года. Конечно же, молодым нужна хорошая стажировка и карьерный рост. В участковой больнице не получишь такой практики, чтобы можно было стать виртуозным хирургом или, скажем, отличным онкологом. Но, как стартовая площадка, – это отличная школа жизни. Вот почему в настоящее время мы предлагаем переезд в сельскую местность тем городским врачам, которые приблизились к пенсионному рубежу. Для хорошего медика возрастных ограничений не существует, ведь это не работа, а призвание. Почему бы не оставить, скажем, городскую квартиру своим детям или внукам и не поселиться в хорошем коттедже где-нибудь в агрогородке, продолжая плодотворную профессиональную деятельность? Бесплатное жилье, сад, огород, ягоды, грибы, рыбалка… В итоге будет всем хорошо – и сельчанам, и молодым специалистам, и врачам-пенсионерам.

— Можно ли назвать прогрессивным нынешний год в плане материально-технического оснащения лечебных учреждений региона?

— Прогресс должен быть всегда и во всем. Но при отсутствии творческой научной мысли он будет совершенно бесполезным. Нужно уметь сочетать эти факторы для того, чтобы получать максимальный эффект от соединения разума человека с техническим потенциалом. Да, в области идет масштабная реконструкция крупнейших медицинских центров: областной, детской, инфекционной больниц, онкологического диспансера и других. Строятся солидные стоматологические клиники на периферии – в Глубоком, Поставах, Браславе, рассчитанные в том числе и на оказание экспортных медицинских услуг. В Шарковщине возводится райбольница, в Полоцке – роддом, в Богушевске – поликлиника. Но не менее мас­штабно ведется и работа по оптимизации имеющейся сети. Например, мы закрыли в Витебске аварийное здание гинекологического отделения 30-х годов постройки и создали еще одно подразделение на 50 коек в комфортных условиях роддома № 1, поставив там малоинвазийную стойку для проведения операций по новой технологии. Еще 45 гинекологических коек разместилось в областной больнице № 2, таким образом, мы полностью решаем проблему. На месте кожно-венерологического диспансера, службы которого переедут из центра города в другие лечебные учреждения, будет оборудована замечательная детская поликлиника. Расширяется инфекционная больница, где строится новый корпус под лабораторию, кафедру медуниверситета, реанимационное отделение. Кстати, последний проект обойдется примерно в 7 миллиардов рублей. Примечательно, что именно такую сумму мы рассчитываем сэкономить за счет общей оптимизации сети здравоохранения.

— А конкретный пример экономии привести можно?

— Безусловно, детская областная больница имеет свои биохимический и гематологический анализаторы крови. Их возможности огромные. Но раньше для того, чтобы, скажем, решить вопрос госпитализации ребенка, анализ проводился на месте, в поликлинике. Потом – повторно, уже в отделении больницы. Теперь поликлиники будут делать только забор крови, передавать пробирку в больницу, а результаты анализа получат по электронной почте. Этот же результат впоследствии будет использоваться и медиками клиники. Нововведение уже на 30 процентов уменьшило число лабораторных исследований, повысило качество анализа, сэкономило немало средств. Еще пример. Раньше лаборанты использовали импортные пробирки стоимостью 1 евро или многоразовые стеклянные. Сейчас мы сотрудничаем с витебским ООО «Альянспластом» и получаем одноразовую емкость стоимостью…15 белорусских рублей. После она идет на повторную переплавку.

Уже в этом году мы планируем создать единый регистр населения, разработана и внедряется в практику единая программа для ФАПов. Не секрет, что многие пациенты числятся одновременно в нескольких поликлиниках. Кто-то получает зарплату за обслуживание «мертвых душ», тратятся государственные деньги. В ближайшее время в этом вопросе будет наведен полный порядок, а каждый пациент получит единую электронную историю болезни. Выезжает, скажем, «скорая помощь» на село по вызову, и уже врач все знает о своем пациенте: когда он был у фельдшера на ФАПе, что обнаружили диагносты в Витебске, какую операцию делали в Минске и т.д. Это, наряду с экономией, повысит качество лечения людей.

— А что бы вы отнесли к самым серьезным проектам, наиболее значимым на сегодняшний день?

— Конечно же, это требование времени: повсеместное внедрение новых технологий, инновационных подходов. В перспективе – создание на Витебщине ЭКО-центра и лаборатории генно-клеточной инженерии. Шесть молодых, наиболее перспективных специалистов в августе пройдут по этому направлению специальную подготовку в Москве. Будущее медицины Придвинья, как и в целом республики, именно за нанотехнологиями. Только они дают неограниченные возможности для эффективной борьбы за жизнь и здоровье человека при любых, даже самых неблагоприятных условиях, только в их силах справиться с демографической проблемой, ускорить естественный прирост населения региона и выполнить задачу, поставленную перед нами руководством страны.

На снимке: начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома Юрий ДЕРКАЧ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter