Чего требует искусство? Сдать экзамены и не умереть

В вагоне метро обратила внимание на празднично одетую девушку, у которой лицо тем не менее выражало что-то среднее между ужасом и покорностью судьбе.
В вагоне метро обратила внимание на празднично одетую девушку, у которой лицо тем не менее выражало что-то среднее между ужасом и покорностью судьбе. Ох, знакомо мне это состояние - в актрисы небось едет поступать! Через несколько минут девушка действительно вошла в Академию искусств. Интуиция меня не подвела...

В фойе уже толпилось человек тридцать. Кто-то, актерничая, произносил подготовленные тексты. Более продвинутые делали разминку для лица (это когда мышцы лица их же усилием натягиваешь то вперед - к носу, то назад - к затылку). Иные, раздувая щеки, проделывали странные дыхательные упражнения. (Эдакая палата N 6...) Потом стали подтягиваться остальные, и к началу экзамена в фойе дышать уже было нечем. В воздухе висела нервозность, граничащая с истерией. Не люблю я это состояние еще со времени школьных экзаменов.

Конкурс на актерское отделение в нынешнем году, как обычно, немаленький, в среднем - семь с половиной человек на место: из 113 человек комиссии придется отобрать всего 15 (!). Как в любой игре, чтобы дойти до цели, нужно пройти 3 тура или 3 испытания: экзамен по сценической речи, затем по пластике и вокалу и напоследок удивить комиссию своими актерскими возможностями. Мне удалось побывать на самом первом туре.

17-летний Алексей из Минска читает прозу Камю. Волнуется, путается. Но при этом - как играет, как играет! И как сам собой любуется.

"Вы занимались в театральной студии?" - спрашивает председатель комиссии Лидия Монакова. "Да нет, что вы, - оправдывается молодой человек. - Это я сам... дома... перед зеркалом..."

...Следующей на сцену выходит Костко Наталья. И поражает членов комиссии своим спокойствием и искренностью...

"Нам нужны духовные глаза, - чуть позже объяснил принцип оценки актер, педагог Фома Воронецкий. - Абитуриенты нынче приходят абсолютно пустые - неначитанные. О какой глубине может идти речь, если порой поступают с багажом одной лишь школьной программы?.."

Но не только духовность ищут экзаменаторы в глазах ребят. Например, девушек, как породистых лошадей, выбирают. "Покажите ваши зубы", - затребовал от одной Фома Силивестрович. А режиссер Валерий Раевский другую атаковал вопросами: "Что у вас с глазами? Они случайно не косят? Линзы не носите?" Все-таки искусство требует жертв, как физических, так и моральных: такой допрос с пристрастием по поводу прекрасных глаз выдержать может не каждая девушка.

И - резюме: "Столько красивых людей по Минску ходит, - произносит между делом, просмотрев 50 абитуриентов, очень важный экзаменатор, - а к нам никто не идет". "Да, - добавляет другой, - ни одной красивой девочки..." Не могу сказать, что не было на экзамене ни одной красивой девушки. Но все они - обычные, с улицы, а сцена требует либо необычной красоты, либо таланта. К сожалению, среди абитуриенток, большинство из которых низенького роста, не было ни будущей Лии Ахеджаковой, ни Натальи Крачковской, ни Инны Чуриковой. Зато в одной я рассмотрела Ренату Литвинову - томную, мягкую, обволакивающую. И стихи она пишет, и песни поет, и обаяния - море.

А 17-летний Андрей из Докшиц просто вылитый Юрий Никулин. Правда, если удастся парню преодолеть все три испытания, придется ему побороться со своим витебским акцентом...

Просмотрев за 5 часов 64 абитуриента, теперь я могу претендовать на участие в отборочной комиссии актерского факультета. Шутка! А если говорить серьезно, то нелегкая это работа - рассмотреть в абитуриенте будущего студента. Раньше, признаются педагоги, из талантов приходилось выбирать. А теперь и выбирать не из кого. Но ведь не потому, что талантов в Беларуси меньше стало. А потому, что профессия актерская нынче не престижная - малоденежная. Говорят, выгоднее на "Паркинге" торговать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter