"Чайник" на колесах

Небольшой красный треугольник, а внутри стилизованный рисунок чайника - такая наклейка на стеклах некоторых автомашин уже давно никого не удивляет.
Небольшой красный треугольник, а внутри стилизованный рисунок чайника - такая наклейка на стеклах некоторых автомашин уже давно никого не удивляет. И хотя ни в каких официальных документах и Правилах дорожного движения этого значка нет, все прекрасно знают, что он означает. Как правило, наклеивают такой чайничек водители, недавно получившие права и, не комплексуя по поводу отсутствия должного опыта, предупреждают таким образом своих коллег на дороге. И все бы ничего. Вот только уровень подготовки большинства вчерашних курсантов автошкол настолько низок, что даже предупредительные меры зачастую не спасают их от аварийных ситуаций. К примеру, как сообщили в ГАИ Миноблисполкома, из 1.243 ДТП, совершенных в прошлом году, в 207 фигурируют водители со стажем до 3 лет, а те, кто за рулем уже 12 лет, попадали в аварии всего 16 раз. И это только те происшествия, где были тяжкие последствия. А в так называемых неучетных - мелких столкновениях - разница наблюдается еще большая.

То, что форма обучения в автошколах далека от совершенства, - не новость. Удивительно другое. Ею недовольны абсолютно все - работники ГАИ, курсанты, преподаватели - и все же она существует. Резонный вопрос: почему?

По мнению некоторых курсантов, с которыми довелось пообщаться корреспонденту "СБ", нынешнюю систему подготовки иначе как "кормушкой" не назовешь. Полный курс стоит от 100 долларов и выше (в России обучение оценивается в 50 - 55 долларов). Причем за эти деньги львиную долю времени люди вынуждены выслушивать дословный пересказ ПДД, которые они могли бы намного быстрее прочитать сами и дома. Абсолютно бессмысленны уроки по изучению многих технических узлов автомобиля. Для большинства современной молодежи машина - это средство передвижения, а не конструктор для развлечения в выходной день. Однако если по темам учебной программы мнения учащихся иногда расходились, то вот по времени обучения недовольство было единодушным. Мурыжить 186 часов теорию в течение двух месяцев - как минимум - неэффективно. (Для справки: в России курс рассчитан на 48 часов.)

Отдельный разговор о практических занятиях. Не редкость, когда инструкторы, сокращая время, отведенное на вождение, таким образом экономят в свою пользу бензин. Иногда, чаще всего перед женщинами, они пытаются предстать благодетелями, которые могут договориться с инспектором об успешной сдаче экзамена, естественно, не за просто так. Впрочем, многие ученики сами признают, что их практическая подготовка слабая, но из-за дороговизны занятий они вынуждены отказываться от дополнительных уроков и готовы пойти на какие-либо ухищрения, чтобы без осложнений сдать экзамен.

Кстати, и это ни для кого не секрет, что введенная система, при которой только после обязательного обучения на курсах и получения соответствующего документа можно идти в ГАИ на экзамены, породила такой вид бизнеса, как продажа свидетельств. По словам отдельных курсантов, долларов за 50 вполне реально приобрести вожделенную бумажку.

В итоге, с точки зрения обучающихся, получается, что сегодня автошколы больше отнимают времени и денег, чем дают необходимых знаний и навыков.

Полностью подтверждает тезис о низком уровне подготовки водителей начальник МРЭО ГАИ Миноблисполкома Александр Русальский. По долгу службы именно его подразделение принимает экзамены и отслеживает ситуацию в Минской области. Хуже всего, по словам начальника МРЭО, обстоят дела с вождением, особенно на дороге. Запланированных в программе 28 часов на практику многим явно не хватает. В то же время внести какие-то коррективы в структуру обучения они не вправе. Программа единая для всех. А сотрудники ГАИ обязаны контролировать ее неукоснительное исполнение.

Впрочем, на контролирующей функции ГАИ следует остановиться подробнее. Недавно на одной из пресс-конференций начальнику ГИБДД России Владимиру Федорову задали вопрос об автошколах. На что Федоров задал встречный: "А почему вы меня спрашиваете об учебных организациях? ГИБДД - не Министерство образования, наши функции иные..." У нас же в республике не так. Буквально все директора автошкол, с которыми беседовал корреспондент "СБ", в один голос заявляли, что над их деятельностью чуть ли не тотальный контроль ГАИ.

Вот и председатель Октябрьского райсовета БелОСТО столицы Владимир Тарасов удивляется: "Ну зачем инспектору ГАИ приходить на занятия и по журналу сверять наличие курсантов? У него что, других дел нет?" ГАИ должна проверять конечный продукт - знания и навыки. А уж кто, где и как их получает - иной вопрос.

Не понятна позиция ГАИ и в отношении единой программы. Если уж в обычных образовательных школах вводят разные, то почему бы дифференцировано не подойти и к автошколам? Опираясь на многолетнюю практику, Владимир Тарасов убежден, что если дать больше свободы автошколам, результаты будут выше. Преподаватель в зависимости от базовой подготовки курсантов сможет либо добавить часы, либо, наоборот, сократить.

Сейчас фактически исключен индивидуальный подход. А ведь не редкость такая ситуация, когда человеку не дается какая-то одна тема или какой-то элемент на учебной площадке. Почему бы не разрешить педагогам уделить этим проблемам побольше внимания? Выиграли бы все.

Солидарен с курсантами председатель Октябрьского райсовета БелОСТО и в растянутости теоретического курса. Очень много лишнего. Если учится человек на категорию "В", то и должен он знать все о ней, а зачем ему изучать, к примеру, тормозной путь автобуса с разрешенной максимальной массой свыше 6 тонн, да еще производство которого было начато до 1981 года, - загадка.

Что же касается финансовой критики со стороны обучающихся, то здесь руководитель автошколы во многом не согласен. По бухгалтерским выкладкам прибыль копеечная, среди затратных статей лидируют расходы на аренду помещения, площадок, заработную плату и налоги. Дошло до того, что сейчас сложно найти автошколу, которая бы получила прибыль, достаточную для покупки новой машины.

Парадоксальная ситуация: с одной стороны очень дорогая услуга по обучению, с другой - огромная затратная часть и невозможность сокращения издержек и интенсификации процесса. Как считают директора автошкол, если бы были льготы хотя бы как учебным организациям в налогообложении и аренде, то можно было бы вести речь о снижении расценок. Однако сегодня обсуждают иное - очередное повышение ставок арендной платы, и руководители некоторых автошкол, которых у нас и так не очень-то много, всерьез подумывают о сворачивании вообще этой деятельности. Потому как в перспективе вырисовывается плата за обучение в размере 200 - 250 долларов. Для нашей республики это многовато.

Но вернемся к уровню подготовки. Интересно получается: ГАИ разработала и утвердила программу обучения, автошколы неукоснительно ее соблюдают, курсанты учатся, а результат никого не устраивает. Кто же тот смелый и главный, кто должен взять на себя ответственность и попытаться изменить ситуацию?

В поисках ответа корреспондент "СБ" пришел к заместителю начальника УГАИ МВД Аркадию Цеховому.

- Систему действительно пора менять, - говорит Аркадий Евгеньевич. - Я полностью согласен с тем, что не дело Госавтоинспекции заниматься автошколами. В ближайшее время нами будут подготовлены предложения о передаче всех вопросов контроля за подготовкой и переподготовкой водителей другому ведомству. Исходя из мирового опыта, вероятнее всего, им будет Министерство транспорта и коммуникаций. У них есть возможность более тщательно проработать программы обучения, решать вопросы технического и методологического обеспечения, да и того же пресловутого контроля. За ГАИ останется только прием экзаменов.

Со своей стороны Госавтоинспекция пересмотрит содержание экзаменационных билетов. Сегодня жалуются на их запутанность, излишнюю заформализованность. В результате во многих автошколах не столько учат, сколько натаскивают для сдачи экзамена. Поэтому в будущем вопросы в билетах должны формулироваться так, чтобы не получить бездумно зазубренный ответ, а увидеть, действительно ли курсант понимает и знает тему. Необходимо также убрать все лишнее и действительно разделить вопросы по категориям.

Серьезные изменения предлагаем внести и в практический курс. Его надо расширить, следует добавить занятия по вождению в сложных условиях, больше внимания уделить технике безопасности. Самое же важное, что нововведения предполагается осуществить уже в ближайшие пару месяцев.

Конечно, в одночасье все проблемы, которые накапливались годами, не решить. Однако вселяет оптимизм то, что за реорганизацию выступили именно те, от кого она зависит, и во многом их взгляды совпадают с мнениями курсантов и работников автошкол. Не отказываются сотрудники УГАИ МВД и от помощи со стороны. Они приглашают всех заинтересованных и имеющих свои идеи по улучшению системы курсант - автошкола - ГАИ к сотрудничеству. Хочется верить, что в грядущих изменениях будет учтен мировой опыт, и в конце концов на наши дороги выедут хорошо подготовленные автолюбители. А кривая аварийности молодых водителей в отчетах ГАИ резко пойдет вниз.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter