Визит Путина в Будапешт вызвал большой резонанс в мире

Чардаш. Танцуют все

Если политика мешает экономике, то тем хуже для политики. Видимо, именно такой логикой руководствовался премьер–министр Венгрии Виктор Орбан, встречая российского Президента в Будапеште. Этот визит вызвал большой резонанс в мире — ведь он проходит на фоне санкций ЕС против России из–за войны в Украине. Но правда и то, что некоторые европейские страны испытывают дискомфорт из–за этих санкций, потому что терпят прямые убытки. Так что нынешний визит Владимира Путина в Будапешт как раз интересен тем, смогут ли другие страны — те, которые сегодня активно записывают в лагерь противников антироссийских санкций, — последовать венгерскому примеру. Опасения по поводу развала антироссийского лагеря уже активно высказывают западные СМИ.


Например, британская газета The Guardian перед прибытием Владимира Путина в Венгрию пишет о «российском возрождении» и отмечает, что Кремль «заставляет Европу почувствовать свое присутствие». Действительно, венгерский премьер Виктор Орбан, один из главных публичных критиков объединенной Европы, открыто выражает симпатии Путину, однако говорить о каком–то прорыве рано. По мнению экспертов, позиция Орбана объясняется желанием надавить на большие европейские страны в собственных интересах, и стратегии за этим нет.

Сегодня речь идет о возможном участии Венгрии в весьма выгодном для нее проекте «Турецкий поток». Он пришел на место «Южного потока», от которого ранее отказалась Россия. «Газета.ру» приводит слова помощника Президента России Юрия Ушакова о том, что Венгрия, на рынок которой Россия поставляет существенную долю нефти и природного газа, имеет особое значение как «потенциальная страна–транзитер».

Глава МИД Венгрии Петер Сийярто, в свою очередь, отметил накануне, что визит Путина «имеет принципиальное значение» для поставок энергоносителей в Европу. Он также высказал мнение, что страны ЕС должны принять участие в финансировании проекта трубопровода из Турции в Европу.

Венгерский политолог Андрас Ракс из Финского института международных отношений полагает, что на самом деле Орбан проводит мультивекторную политику, лавируя между Россией и ЕС. Его российский коллега, эксперт ИМЭМО Юрий Квашнин, также считает, что «это все–таки европейский политик, который сохраняет принципиальную верность таким европейским структурам, как НАТО и ЕС».

Что же касается нынешних переговоров с Путиным, то не надо забывать, что почти 90 процентов потребности газа Венгрии обеспечивается за счет российских поставок, большая часть поступает через территорию Украины. Отказ от строительства «Южного потока» Венгрия восприняла с огромным разочарованием. И теперь Орбан не скрывает, что намерен получить от «Газпрома» гибкие условия поставок газа. Чисто прагматический интерес...

Воплотится ли этот интерес в какую–то новую европейскую политику в отношении России, пока прогнозировать трудно. Да, нынешняя политика санкций наносит вред европейской экономике. И появилось немало пострадавших, а значит, недовольных санкциями стран. Но еще большие потери понесут все государства в том случае, если война на востоке Украины будет продолжаться и расползаться. Так что одного газового аргумента России мало, чтобы доказать свою значимость для европейских партнеров. Надо понимать, что отношения с этими партнерами испортились из–за украинского кризиса, и тут Европа едина: войну надо прекращать.

Перефразируя начало этих заметок — если политика войны мешает экономике, — тем хуже для такой политики. Ее надо менять, потому что этого срочно требует экономика.

Советская Белоруссия № 31 (24661). Среда, 18 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter