Чао, Италия!

Сегодня Колизей вполне современное место, по крайней мере изнутри...

(Окончание. Начало в № 118)

Об этом месте можно говорить бесконечно и все же лучше однажды увидеть собственными глазами. И вы живо представите площадь в центре древнего Рима с огромным количеством храмов – Форум; место, где проходили знаменитые гладиаторские бои и которое долгое время оставалось символом величия и мощи Рима, – Колизей…

Кстати, сегодня Колизей вполне современное место, по крайней мере изнутри. На верхние этажи, например, совсем необязательно карабкаться по многочисленным ступеням – можно сесть в лифт. Во внутренних помещениях верхнего этажа –
своеобразный музей доспехов гладиаторов, которыми становились военнопленные, осужденные преступники и рабы – разношерстная толпа из разных стран. Кстати, почти у всех таких достопримечательностей дежурят современные «гладиаторы», с которыми может сфотографироваться любой желающий. Правда, некоторые из этих «бойцов», как правильно подметила наш гид, были бы для тех времен глубокими стариками: «Гладиаторы до такого возраста не доживали!»

…Мой ирис нежный

В этот город – столицу Тосканы – я влюбилась с первого взгляда. Легкий, воздушный, позитивный. Город Вольных мастеров, Афины Италии – как только его не называли! Находясь во Флоренции, испытываешь какую-то необъяснимую радость, подъем. Неудивительно, что она в свое время стала родиной итальянского Ренессанса, что здесь жили и творили Микеланджело, Леонардо, Боттичелли, Рафаэль… Кстати, именно здесь родился небезызвестный Данте Алигьери, безнадежно влюбленный в свою Беатриче. Рядом с его домом-музеем есть крошечная церквушка, где часто бывал автор бессмертной «Божественной комедии». Там же есть картины, на одной из которых запечатлена свадьба его возлюбленной…

Величественный кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре возвышается над красными крышами города. Чтобы обойти и рассмотреть эту махину со всех сторон (ее длина — 153 метра, а ширина – 90), нужно не менее получаса. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Говорят, что руку к строительству самого большого в Европе собора XV века приложили шесть архитекторов. На строительство ушли века, в него вмешивалась даже чума… Тем не менее он вошел в историю как самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

Под стать ему и внутреннее убранство собора. Чего стоят только часы, стрелка которых вращается в обратную сторону! На стенах – множество изображений, в числе которых — Данте с «Божественной комедией». Установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, а также архитектора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески, кстати, участвовавшего в создании купола Санта-Марии-дель-Фьоре.

Дополняет великолепие собора расположенный рядом баптистерий, или крестильня, кстати, самое старое здание на площади Дуомо (V век). На него нельзя не обратить внимание. И не только потому, что свод его купола украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков, но и благодаря удивительным воротам с барельефами на библейские сюжеты. Самые известные – позолоченные восточные ворота XIV века, которые, высоко оценив мастерство их автора Гиберти, Микеланджело впоследствии назвал Вратами рая.

Базилика Санта-Кроче, расположенная на площади с таким же названием, еще одно место паломничества туристов. Это центр города, так что в любом случае флорентийские дороги выведут вас сюда. Чем знаменита эта францисканская готическая церковь? Фресками Джотто и гробницами великих людей Италии. Здесь нашли последний приют около 300 знаменитых флорентийцев — деятелей культуры, науки, политиков. Причем это не просто гробницы, а тоже произведения искусства. Например, саркофаг Галилея, который, кстати, прожил большую часть жизни во Флоренции, увенчан фигурой ученого и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии. Автором работы стал Джулио Фоджини. Саркофаг Микеланджело Буонарроти выполнил Джорджо Вазари.

По всей Италии – множество палаццо. Ими пестрит карта Рима, немало их и во Флоренции. Но, пожалуй, самое знаменитое из них — палаццо Питти, названное так по фамилии его амбициозного заказчика, мечтавшего перещеголять Медичи. И у него это получилось. Кстати, по иронии судьбы, впоследствии здесь жили представители всех правящих династий Флоренции.

Надо сказать, что даже сейчас внешне мрачноватая постройка выделяется на фоне флорентийских улиц. Но, чтобы понять всю прелесть задумки создателя, нужно войти в ворота и пройтись по полным изящества и великолепия дворцовым комнатам. Здесь можно увидеть белую и золотистую лепнину, ценные гобелены и шелковые обои, удивительные фрески и необычную подлинную мебель… Медичи собирали коллекцию картин, так что стены украшают полотна Рафаэля, Тициана, Рубенса…

Флоренция вдохновляла не только самих итальянцев. Например, по соседству с дворцом Питти есть дом с табличкой: «В этом доме в 1868—1869 гг. Федор Михайлович Достоевский закончил роман «Идиот». В конце извилистой улочки за Форте Бельведере можно отыскать бывшую виллу Петра Ильича Чайковского. А у певца революции Блока есть строки: «Флоренция, ты ирис нежный, /По ком томился я один…»

Мечта из воды, воздуха и неба

У этого города – романтический статус, он славен лучшими карнавалами и специфической системой передвижения. Здесь, если хотят куда-то выехать, редко садятся на велосипед, в машину, автобус или трамвай. Хотя бы потому, что передвигаться на них, за исключением некоторых районов города, просто нереально. Разве что тот же трамвай – водный. Впрочем, всегда есть возможность сесть в гондолу или банально прогуляться пешком. Хорошо все это или плохо? Например, Гете этот город пришелся по душе. Недаром он писал, что «Венеция — это мечта, сотканная из воды, воздуха и неба».

Есть в этом городе что-то эдакое, какая-то своя загадка, изюминка. Абсолютно потрясающе гулять по его непонятно куда ведущим улочкам, разглядывая витрины магазинов и ресторанов, лица прохожих… В толпе иногда мелькают забавные морские шапочки и тельняшки гондольеров, зазывающих прокатиться по каналам. Правда, вот их знаменитых песен, которые, кстати, имеют свое название – баркарола, мы так и не услышали…

По главной улице этого города тоже не пройти, хотя бы потому, что это не улица в привычном смысле, а канал. Еще вернее, Гранд-канал, который проходит через весь город, напоминая своими изгибами букву S. Любопытно, что набережных у него практически нет — их заменяют фасады домов, выходящих на канал. Говорят, что в большинстве своем эти дома построены на деревянных сваях и при этом имеют два выхода — на сушу и на воду. Кстати, как нам рассказали, для строительства свай здесь с успехом используется российская лиственница, которая почти не гниет в воде.

В Венеции всего одна площадь – пьяцца Сан-Марко. Остальные называются «кампа», что в переводе означает «поле». Раньше на них пасли домашний скот. И теперь, несмотря на то что все давно покрыто камнем и застроено, прежнее название сохранилось.

На пьяцца есть сооружение, мимо которого без замирания сердца не пройти, – это собор Святого Марка — потрясающее смешение венецианской и византийской культур: собор некогда был построен как классическая греческая базилика. Почему? Венеция некоторое время входила в состав Византии и была мощным торговым городом. Так что неудивительно, что впоследствии венецианцы могли себе позволить дополнить собор Святого Марка восточным мрамором, греческими и романскими барельефами, византийскими и итальянскими скульптурами... Звучит хорошо, а выглядит ну очень необычно! Можете представить себе собор, на мраморном полу которого выложены, скажем, мозаичные грифоны?

Но культовая постройка славится еще и тем, что в ней хранятся останки святого Марка — автора одного из четырех Евангелий. Говорят, что он умер и был похоронен в Александрии, но, поскольку тогда мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей, два купца решили спасти мощи святого от осквернения. И чудом вывезли их, уложив в большую корзину со свиными тушами, к которым, конечно же, не могли прикоснуться сарацины.

О чем еще невозможно не сказать, говоря о Венеции? Наверное, о знаменитом мосте Вздохов. Название романтическое, а содержание вполне прозаическое: по этому мосту из Дворца дожей (правителей Венеции), где располагались зал суда и здание тюрьмы, заключенных водили на казнь...

Конечно же, Венеция славится своими карнавалами, изначально праздниками в честь бога Сатурна. Думаю, если в Венеции вы никогда и не были, то знаменитую венецианскую маску видели хоть однажды. Это самый популярный туристский сувенир, которым в немыслимом количестве торгуют все сувенирные лавочки города. Кстати, история происхождения масок тоже весьма прозаична: во время сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками. И пускай сегодня необходимости в этом больше нет, но традиция-то осталась!

Вообще, богатства культурного наследия этой страны можно исследовать до бесконечности. Полагаю, я перелистнула лишь первую страничку. И, наверное, в этом смысле очень символично, что приветствие и прощание здесь может обозначать одно и то же слово. Что же… Чао, Италия!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter