Бюджет по осени считают

Голосование по проекту бюджета для парламента любой страны мира - это своего рода политический момент истины.
Голосование по проекту бюджета для парламента любой страны мира - это своего рода политический момент истины. Ведь государственный бюджет формирует правовое пространство для регулирования всех сфер жизни общества. И что, пожалуй, самое главное - определяет правила игры на экономическом поле. Именно поэтому степень влияния на принципы формирования проекта бюджета всегда определяла уровень и того или иного политика, и политических структур, которые он представляет. Это - интернациональный принцип.

Именно из этих соображений национальный парламент Беларуси в этом году принял решение работать над законопроектом от "А" до "Я".

Как рассказал в беседе с корреспондентом "СБ" заместитель председателя парламентской Комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Николай Куцко, такая практика работы - одна из особенностей подготовки бюджета на следующий год.

- Еще весной была создана рабочая группа из представителей ряда министерств и ведомств. В нее вошли и депутаты нашей комиссии. Под председательством министра экономики мы все лето еженедельно встречались и проводили заседания рабочей группы. То, что я сейчас вам скажу, - почти аксиома: макроэкономика рождается из тех экономических процессов, которые проходят на местах, - в наших селах, городках и городах. Исходя из этого, мы решили выстроить свое участие в подготовке проекта бюджета по двум принципам: работа комиссии плюс деятельность нашей региональной - гомельской - депутации. Для этого мы, гомельчане, раз в два месяца проводили свои "территориальные" заседания (с участием руководства Гомельского облисполкома), на которых рассматривали проблемы регионального уровня. Собственно, все заседания строились по одной схеме: мы анализировали проблемы развития экономики, исполнения текущего бюджета и, исходя из вышеперечисленного, рассматривали формирование бюджета следующего года. Последняя наша встреча прошла в августе в Речице. Это, к слову, мой избирательный округ. В работе приняли участие представители руководства области, на нашу просьбу принять участие в этой встрече откликнулись пять министров.

Надо сказать, эта практика оказалась полезной для всех участников процесса. На всех произвели большое впечатление наши заседания, которые прошли на базе предприятий, признанных банкротами. Работа показала, насколько все депутаты "в теме", а многие вопросы уже проанализированы и сняты на предварительной стадии. Да и руководители министерств после поездок с нами по регионам уже не принимают наши предложения и возражения в штыки. Для них некоторые вещи перестали быть абстракцией, малыми фрагментами большой экономики. Ведь за такими "малостями" - судьбы предприятий, десятков и сотен семей...

Работа над бюджетом-2003 велась параллельно рассмотрению исполнения бюджета текущего года. В августе мы сформулировали принципы, которые будут отличать бюджет Гомельской области: нельзя строить бюджеты регионов по одной схеме, есть различия и характерные особенности у каждой из наших областей. Надо ли говорить, что для Гомельщины - это последствия чернобыльской аварии.

Если попытаться как-то односложно охарактеризовать проект, то можно сказать одно: социально ориентированный. Но при этом документ предполагает, что жить государство и общество должны по средствам. Вначале правительство вносило предложение, чтобы отчисления в фонд поддержки сельхозпроизводителей составляли 0,75 процента. После наших разговоров и аргументов цифра составила компромиссный 1 процент. У многих вызывает "аллергию" то, что правительство пытается развязать узел с перекрестным субсидированием. Решено постепенно увеличивать плату за коммунальные услуги для населения. Только так можно снять нагрузку с предприятий. И все же депутаты попросили правительство не торопиться, а мы настояли, чтобы переход к более полному покрытию расходов на коммунальные услуги населением был постепенным.

При подготовке бюджета мы встречались с руководителями предприятий на местах: ведь как расходовать средства из государственной казны - второй вопрос, а вопрос номер один - как ее наполнить. Полагаю, задача депутатов разработать такое налоговое и бюджетное законодательство, которое будет "работать" на экономику, а значит, на все общество.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter