Быстрее, понятнее, вкуснее

Общепит превратят в «быстропит», а официантов обучат языкам

Сферу общественного питания ожидает форсированное развитие точек быстрого обслуживания, а официантов заставят массово учить английский

До чемпионата мира по хоккею, который станет своеобразным экзаменом на «зрелость» для гостиничного бизнеса и транспортной инфраструктуры, проверит туристический потенциал столицы и способность утолить голод минских бистро, кафе и ресторанов, осталось чуть больше года. А значит, в запасе у ведомств и предпринимателей совсем немного времени, чтобы закончить приготовления и навести «марафет» перед гостями, которых, к слову, ожидается более 20 тысяч. И если зрелища будут расписаны в программе мероприятия, то хотелось бы, чтобы поиски «хлеба» для иностранцев не стали весьма сложной задачей. Как сегодня развивается сегмент общественного питания белорусской столицы и смогут ли избалованные европейским уровнем гастрономии и сервиса иностранцы отдохнуть у нас «с душой»?

«Хлебные» места

В Минторге, несмотря на скептицизм рестораторов, уверены: смогут. А иначе, не будь у ведомства плана, говорить о далеких результатах было бы сложно. «В целом в республике сегодня работает около 12,5 тыс. объектов общественного питания, порядка 2 тыс. из них базируются в Минске. Примечательно, что 7,5 тыс. от общего числа относится к объектам ресторанного бизнеса — это кафе, бары и рестораны. А буфеты, кафетерии и столовые, как правило, открываются при различных заведениях — учебных, производственных организациях, — рассказывает и.о. начальника отдела организации общественного питания Минторга Лариса Комарова. — Ежегодный прирост должен составлять порядка 130—140 объектов, чтобы до конца 2015 года в целом по республике обеспечить наличие не менее 40 мест на 1 тысячу жителей, в Минске — не менее 45 мест. По оперативной информации, на 1 января эти показатели составляли 35,4 и 39 мест соответственно».

Что касается Минска, то в текущем году ожидается, что здесь появятся новые заведения в общей сложности на 15 тыс. мест. В том числе откроется второй ресторан «Лидо» вместительностью 650 человек, 4 ресторана в торговом центре «Замок», суммарно рассчитанные на 1,15 тыс. человек. Любопытно, что, по словам владельцев бизнеса, чтобы сделать ресторан на 40—50 мест «с нуля», требуется около $ 1 млн. Согласитесь, деньги немалые. Что касается аренды, то сегодня в центре столицы квадратный метр стоит порядка € 15, да и к тому же нередко надо еще вкладывать в переоборудование. И хоть в большинстве своем объекты общепита сконцентрированы именно здесь (их в 3—4 раза больше, чем в других районах), на пересечении основных путей жителей города и будут в дальнейшем появляться новые точки. Ведь собственники заинтересованы в потоке посетителей. Несмотря на нарекания, мол, в спальных районах мало где можно вечером посидеть, жильцы домов, в которых предлагается разместить пиццерию или кафе, настороженно относятся к такому соседству. «Районы города все равно должны обеспечить выполнение соцстандарта — 45 мест на тысячу жителей», — замечает Лариса Комарова.

На счету каждый метр

Чем же собираются удивлять видавших виды гостей? «Думаю, к нам приедет не так уж и много VIP-персон. Скорее всего, это будут рядовые болельщики, и наши объекты общественного питания в состоянии обеспечить высокий уровень обслуживания для всех. Уделить должное внимание им смогут как непосредственно в кафе, ресторанах, барах, расположенных в гостиницах и других местах проживания, так и в местах пребывания. К слову, широкое обслуживание будет организовано в студгородке, который строится в Московском районе и куда заселятся гости. Он рассчитан на 7 тыс. проживающих. Там же расположатся кафе и рестораны на 1,5 тыс. человек. За счет высокой технологии организации процесса обслуживания их пропускная способность составит до 9 тыс. человек в час», — говорит Лариса Комарова.

Помимо строительства новых кафе и ресторанов, в текущем году на обновление материально-технической базы и модернизацию общественного питания планируется потратить более Br 100 млрд. По словам и.о. начальника отдела организации общественного питания Минторга, сегодня многие объекты имеют 1-ю и 2-ю наценочную категории, хотя по интерьеру, качеству обслуживания, предлагаемой мебели и посуде, ассортименту в меню соответствуют гораздо более высокому уровню.

Что же касается непосредственно самих спортивных площадок, то удастся ли «заесть» переживания за любимую команду? Предлагается увеличить количество мест в «Минск-Арене» на втором этаже и за счет использования… гардеробных. В «Чижовка-Арене» при проектировании объектов общепита направление взято на быстрое обслуживание. Здесь же в обязательном порядке заработают рестораны, в меню которых войдут блюда национальной кухни. Примечательно, что сегодня в столице есть всего три объекта общественного питания, где интерьер напоминает «селянский быт», а меню включает множество исконно белорусских яств — на их долю приходится 80 % наименований в меню. В то же время в Минторге сообщают: в республике реализуются блюда национальной кухни в 164 объектах. «Не надо думать, что больше нигде не встретишь драчену или затирку, — делится наблюдениями Лариса Комарова. — Если брать меню вообще, у нас есть требование, утвержденное постановлением № 26 Министерства торговли, которое оговаривает, что все объекты общепита обязаны предлагать ежедневно белорусские блюда. В преддверии чемпионата наши усилия будут направлены на то, чтобы максимально в действующих объектах наравне с европейской кухней представить и национальную». Вместе с тем непосредственно сам владелец заведения определяет, на какие блюда стоит делать ставку в работе. В Минторге же считают, что от пиццы и суши наш потребитель постепенно возвращается к драникам и мачанке.

В поисках общего языка

Чтобы посетители понимали, какие блюда им предлагают, меню везде переведут хотя бы на один иностранный язык. Исключение составляют кафетерии и буфеты. «Сегодня это уже требование времени», — подчеркивают специалисты и приводят примеры, когда владельцы объектов общепита сами подтверждают: после дублирования названий блюд на английском количество клиентов заметно увеличилось. Привлечь туристов должны и понимающие иностранцев официанты. Уже подтянули владение языками или выучили — в основном английский — 300 человек. Планируется, что еще, как минимум, 500 представителей обслуживающего персонала пройдут обучение в различных учебных заведениях, в том числе и в Институте повышения квалификации Минторга. «Субъекты хозяйствования сами приглашают преподавателей в свои организации, чтобы обучить официантов, метрдотелей», — приводят пример в ведомстве.

К слову, об официантах. Проблема кадров сегодня остро стоит перед владельцами заведений. Поэтому собственником предоставлено право обучения самостоятельно как в своих объектах, так и за границей. Ведь пока в эту профессию приходят люди на время — в основном молодежь, которая ищет подработку. Немногие видят себя в ресторанном бизнесе всю жизнь. Отсюда и нарекания на качество обслуживания. Некоторые рестораторы говорят, что официантов как таковых даже в столице раз-два и обчелся, остальные — просто разносчики еды, чей уровень необходимо повышать. В Минторге проблему знают и причины ее видят в том, что рынок активно развивается. «Однако резкого дефицита специалистов не наблюдается. Студенты же привлекаются на сезонную работу», — уверена Лариса Комарова.

По мнению специалиста, преград для развития бизнеса в общественном питании сегодня нет. Ведь не зря в большинстве своем в нем заняты частники, которые соревнуются друг с другом за посетителя, а значит, за качество и цены. «Не выживают те, кто хочет очень быстро заработать и не планирует свое развитие на перспективу. Радует, что пришло время, когда выживают лучшие», — констатируют в Минторге.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter