Была у собаки хата

Защитники животных создают подпольные приюты и укрытия в подвалах

Защитники животных ради их спасения создают подпольные приюты и укрытия в подвалах

Бродяжек на улицах становится все больше, а гуманный способ борьбы с этим явлением в Минске так и не найден. Люди берут в дом питомца, а затем вы-брасывают на улицу. Участь животных незавидна: болезни, голод, смерть. Но есть и такие горожане, которые берут уличных котов и собак под свою опеку. Одна из таких неравнодушных минчанок живет на улице Филимонова.

Едва Лилия выходит на улицу, ей навстречу из своих укрытий выныривают несколько кошек.

— Они знают, в какое время я выхожу, и ждут меня, — женщина достает из пакета несколько кусков ливерной колбасы. Кошки сметают ее мгновенно. — Бродяжки едят рыбу, в основном салаку, колбасу, шейки цыплят бройлерных… Ужин весит около двух килограммов. В нашем районе несколько человек подкармливают кошек. Мы поделили между собой дома…

— Откуда здесь столько котов, где они прячутся? – спрашиваю я.

— Живут в основном в подвалах. Сейчас холодно, и ЖЭС заколачивает все окошки и лазы, обрекая тем самым животных на гибель. Если кошки останутся на улице, они замерзнут, не успеют выбраться из подвала, пока его не заколотят, умрут с голода.

Неравнодушные жители домов сами вручную по ночам делают новые ходы в подвалы и технические помещения. Забрать домой всех уличных котов невозможно, а оставить на улице умирать жалко.

Обходим дом стороной. И действительно, в заколоченном окне подвала аккуратно пропилена маленькая «форточка», в которую проберется кошка. Обошли еще несколько домов — картина та же.

Понятное дело, что коммунальщики от такой людской самодеятельности не в восторге. Звоню в ЖЭС № 23, на его территории находится дом по улице Филимонова.

— Поймите, у меня тоже есть сердце, дома живут кошка и собака, но я не смирюсь с тем, что кто-то выламывает служебные окошки, — негодует директор Петр Мельников. – А если замерзнет и разорвется труба? Нам – убытки, жильцам – неудобства.

Действительно, одной только кормежкой бродяжек проблему решить нельзя. Но какие есть способы изменить ситуацию?

— Есть несколько методов борьбы с неконтролируемым количеством бродячих животных. Среди них – отлов. Но это вынужденная мера, на которую приходится идти ради безопасности людей. Большое количество бродячих животных во дворах – это антисанитария. Больная кошка может прийти на детскую площадку, где заразит ребенка, бродячий пес может человека напугать или покусать, — объясняет Раиса Кузнецова, специалист отдела благоустройства, санитарного состояния и работы с населением ГО «Минское городское жилищное хозяйство». – Еще один метод – стерилизация. Других способов борьбы с бродячими животными пока действующее законодательство не предлагает. Так что, в отсутствии специального закона мы делаем акцент на воспитании людей, их отношении к братьям нашим меньшим.

Увы, народная мудрость «Мы в ответе за тех, кого приручили» работает слабо.

Отловом бродяжек занимается организация «Фауна города». У кошек и собак есть в среднем десять дней, чтобы их нашли прежние или новые хозяева, иначе – усыпление. От такой «гуманности» неравнодушные люди предпочитают кошек и собак уберечь.

Я приезжаю поздно вечером к неприметному одноэтажному дому в частном секторе Минска. Прохожие и не догадываются: за забором скрывается тайный приют для бездомных животных. Под одной крышей тут прекрасно уживаются и кошки, и собаки.

Светлана открывает входную дверь, и нам на встречу бросается стая собак. Псы повизгивают, радостно виляют хвостами, облизывают мне руки. В первой комнате их восемь. Светлана выпускает собак погулять во дворе. А в соседней комнате – кошки. Причем повсюду – на полу, на креслах, на шкафу…

— Сколько их тут?

— Тридцать пять в трех комнатах: две для здоровых кошек, третья для тех, кто находится на карантине, — последовал ответ. – Это еще мало. Многих мы уже смогли пристроить в добрые руки. К тому же это не единственный такой приют в Минске…

Светлана по профессии бухгалтер. После окончания рабочего дня, не глядя на усталость, как и многие волонтеры, едет к питомцам. Нужно проследить за тем, чтобы не осталось голодных, в доме нужно прибраться, больных животных осмотреть и подлечить. На все это уходит немало времени. А что уже и говорить о том, чтобы каждому уделить внимание – поиграть или хотя бы погладить. Поэтому животные и встречают людей как послед-нюю надежду. Котята прижимаются к ногам, мурлычут, собаки заглядывают в глаза.

— У Черныша почти одновременно умерли и хозяин, и хозяйка. Собака попала на улицу, — рассказывает Светлана. – Таких историй множество. Но чаще всего, питомец в какой-то момент просто надоедает хозяину, ненужную «игрушку» вышвыривают из дома…

От бродячих животных может быть и есть вред: своры собак наводят страх на прохожих, песочница вечно загажена, в подвале и на помойке сидят кошки, которые разносят болезни. Но ведь это проблема, созданная человеком. И решаться она должна им самим – гуманно и человечно.

---------------------------------------

Комментарий в тему

Наталья БЕЛЯНОВА, председатель общества защиты животных «Эгида»:

— Самая большая беда бездомных животных — это то, что ими занимаются в основном жилищно-коммунальные службы. Их задача — благоустройство города и его чистота, другими словами, очищение города от мусора. Мусор собирают и вывозят на утилизацию. С бездомными животными получается так же. Нет закона о защите животных от жестокого обращения? Так его может и не быть еще 10 лет. И что из того? Будем замуровывать животных в подвалах и убивать их дальше, прикрываясь отсутствием закона? Дом, который найден еще год назад «Эгидой» под первый приют, до сих пор пустует. Зоозащитники и волонтеры вынуждены содержать нелегальные приюты — арендованные домики. Мы готовы взять на себя содержание, кормление, лечение, стерилизацию, уход за животными. Но пока нам даже не передали в пользование здание, которое уже более пяти лет стоит без дела.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter