Антиисламские настроения в Евросоюзе становятся трендом наступившего года

Бунт рассерженных горожан

Антиисламские настроения в Евросоюзе становятся трендом наступившего года. Тон в них задает Германия






Речь идет об общественном движении ПЕГИДА (Патриотические европейцы против исламизации Запада), которое за считанные месяцы сумело привлечь к себе внимание всего Старого Света. Каждый понедельник через социальные сети оно собирает многочисленные митинги и останавливаться на достигнутом не собирается. Цель манифестантов – заставить власти изменить отношение к миграционной политике страны.

Как говорится в манифесте движения, патриотически настроенные немцы выступают за сохранение своей идентичности и иудео-христианской культуры страны. Они не имеют ничего против умеренных мусульман, живущих в Германии. Однако в ней не должно быть места исламистам и прочим радикалам.

Спусковым крючком для манифестаций стали несколько факторов: это и приток беженцев из Сирии, и появившаяся в СМИ информация об участии в гражданской войне в этой стране сотен немецких исламистов, которые в любой момент могут вернуться на родину, и принятое Бундестагом решение о предоставлении беженцам прав на свободное перемещение по Германии. Возмущение немцев вызвали и столкновения на улицах немецких городов между курдами и салафитами.

Суммарно, только в начале 2015 года против иммигрантов-исламистов протестовало более 100 тысяч немцев – акции распространились по всей территории страны. Впрочем, в западной части Германии они собирают лишь по несколько сот участников. Здесь им противостоят тысячи членов разнообразных левых движений.

На ПЕГИДА обрушивается шквал критики как со стороны системных политиков, так и различных СМИ, приписывающих движению симпатии к Гитлеру, национализм и ксенофобию. В действительности все эти обвинения далеки от реальности. Это признал и глава МВД ФРГ Томас де Мезьер. По его данным, участники митингов – «обычные люди», обеспокоенные «проблемами современного общества». Им есть что терять из-за миграции. Они не склонны к насилию и все их акции проходят без эксцессов.

Негативное отношение истеблишмента и в целом «общественного мнения» к акциям ПЕГИДА неудивительно. Десятилетия «умиротворения» немцев превратили их в аморфную массу, которую любые, даже косвенные намеки на дискриминацию приводят в ужас, вызывая аналогии с нацистским режимом. В то же время, если верить социологам, миграционной политикой страны недовольны сегодня почти две трети граждан. Как свидетельствует статистика, ФРГ принимает у себя больше беженцев, чем другие европейские страны. Поэтому каждый пятый немец готов участвовать в манифестациях ПЕГИДА, если они пройдут в их населенных пунктах.

По словам ученых, занимающихся феноменом ПЕГИДА, ее появление – признак глубокого раскола в обществе по вопросу об иммиграции. В больших городах национальное и религиозное многообразие воспринимается как разумеющееся, однако большинство населения страны проживает не в крупных и ставших мультикультурными и мультирелигиозными городах, а в провинции. Там еще много предрассудков и страха оказаться чужим в своей собственной стране.

Обусловлен рост уличного протестного движения и отсутствием в стране парламентской оппозиции. В правящую коалицию входят консерваторы из ХДС/ХСС и социал-демократы. Противостоят им маргиналы – «зеленые» и посткоммунисты. Силам с антииммигрантской риторикой, запрос на которую в законопослушном немецком обществе очевиден, проход в парламент пока закрыт именно по причине исторической вины, которую граждане ФРГ до сих пор не изжили. В результате людям с национал-либеральными взглядами, чьи интересы в парламенте не представлены, приходится отстаивать их на улице.

Несмотря на конфликты между ее лидерами, движение ПЕГИДА своего потенциала не растеряло. На его акции приходят тысячи граждан. Более того, из чисто немецкого феномена движение вышло за границы страны. Подобные акции прошли в начале февраля в Австрии и Швеции, а в конце месяца противники исламистов собираются выйти на улицы английского Ньюкасла. Во что превратятся подобные выступления, прогнозировать сложно, однако рост антиисламских настроений в Старом Свете очевиден.

Кстати

Вечером 14 февраля в Копенгагене мужчина обстрелял кафе «Крудтенден», где проходила дискуссия, посвященная вопросам свободы слова. В результате погиб один человек, ранения получили трое полицейских. Затем тот же человек совершил нападение на главную синагогу, где застрелил одного человека и ранил еще двух сотрудников правоохранительных органов. Ночью полицейские застрелили нападавшего на железнодорожной станции в Нерребро и установили, что именно он устроил нападения на кафе и синагогу.

Подозреваемого в совершении терактов в Копенгагене звали Омар Абдель Хамид аль-Хуссейн. Ему было 22 года. Он родился и вырос в Дании, был ее гражданином и имел проблемы с законом – около двух недель назад он вышел из тюрьмы, где отбывал двухлетнее наказание за нападение с ножом в вагоне метро. До этого он привлекался к ответственности за нарушение закона о хранении оружия и за преступление с применением насилия.

После того как подозреваемый был убит, при нем нашли два пистолета. В ходе обыска в его квартире полиция обнаружила автоматическое оружие, которое, вероятно, было использовано при обстреле кафе «Крудтенден».

Михаил ВОВК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter