Бумеранг добра

Свою порцию добра в копилку театральных дел запустил заслуженный артист Украины и Беларуси Арнольд Ранцанц

Под Новый год ставь на сцену елку — не прогадаешь. Потому что есть такой отдельный и очень доходный жанр. Так и называется — «елки». Как в анекдоте: звонят провинциальному актеру из Голливуда, говорят, Спилберг приглашает вас на главную роль, а он отказывается: «У меня елки». Каждый понимает жанр в меру своей фантазии. И тут главное — не щелкать клювом, а попытаться схватить удачу за хвост, поймать волну, как это сделал продюсер Тимур Бекмамбетов, выпустивший на экраны уже третью часть комедии с соответствующим названием. Как всегда — причинно–следственные связи поступков героев нарушены, суть сюжета все равно одна и та же: все люди — братья и знакомы друг с другом через одно рукопожатие. Ведь действительно так и пишут в рекламной завлекалочке: «...Этих и новых героев «Елок» вновь объединит бумеранг добра». Это ж надо такое выдумать. Так саданет по лбу под бой курантов — мало не покажется.


Свою порцию добра в копилку театральных дел запустил на днях заслуженный артист Украины и Беларуси, мастер оперетты Арнольд Ранцанц. В Современном художественном театре он поставил музыкально–драматический спектакль «Американская комедия», назвав ее так, видимо, в пику пессимисту Теодору Драйзеру с его «Американской трагедией». Ранцанц предложил литературно–сценическую версию пьесы Джона Патрика «Как пришить старушку» с музыкой композитора Марка Самойлова, приправленной в особо щемящие моменты безотказным для таких случаев Эннио Морриконе. Хотя тут уж можно было обойтись без сентиментального итальянца. С традиционным музыкальным языком Самойлова печальная жалейка Морриконе вступает в явное противоречие.


Незамысловатый реквизит, однообразный свет, неизобретательные костюмы — и новогодний спектакль готов. Как будто смотришь телеканал «Ностальгия», правда, шуток, сдобренных острым словцом, больше, чем в 70–е. Главное тут — не вживание в образ и не зерно роли, а хорошее настроение. Ненавязчивая режиссура его гарантирует. Для этого, правда, от природы надо быть оптимистом и во всем видеть только хорошее. «Американская комедия» виртуозно вписывается в традицию комедийных новогодних постановок. Шумных, пестрых, экзальтированных. Режиссеры почему–то считают, что в праздничную пору зритель разом поглупел и перестал критически мыслить. Ах, когда же нам предложат нечто большее? Почему Новый год в театре — синоним если не халтуры, то какого–то общего снижения художественного качества? К сожалению, от простого и понятного желания заработать, когда конвейер вытягивает все соки, а невинная детская сказка превращается для актеров в самый страшный кошмар. И вот они уже начинают ненавидеть своих зайчиков и снежинок и готовы плеснуть кислотой на бороду Деду Морозу. Бумеранг добра запускают на всю катушку. Потом еще долго актеры приходят в себя, не сразу перестают басить и говорить писклявыми голосами.


А ведь по–настоящему новых идей воплощается по–прежнему мало. Никто не хочет рисковать и идет по проторенному пути, рассудив так: если на новогоднем столе салат «Оливье», шпроты и мандарины, то и на сцене должны быть смех, пять пудов любви и чистая романтика. Но как от чрезмерного употребления витамина С может наступить аллергия, так и аляповатые представления могут вызвать неожиданную реакцию отторжения. Впору запастись продуктами или путевкой в Гагры — ничего хорошего в начале января в театрах, к сожалению, не происходит. Чистый рождественский вертеп, где каждая маска на своем месте.


Каждый год с наслаждением наступаем на одни и те же новогодние грабли и пищим от восторга. Понятно, что и люди с именем, народные и заслуженные, хотят в этот период срубить свою новогоднюю елочку под самый корешок. Не будем вставлять им палки в колесо фортуны. Но стоит ли новогодняя выручка того, чтобы серьезно рисковать своим имиджем? Как ни гримируйся, опытный зритель распознает любимые черты. Праздник пройдет, осадок останется. Так что в наступающий год Лошади можно пожелать, чтобы наши театральные деятели впряглись в работу как можно раньше, шли исключительно своей колеей и ржали как можно реже.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №246 (24383). Вторник, 31 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter