«Бумажный» китайский, «электронный» русский

Впервые изданы «Физика» для 6-го и «Китайский» для 5-го класса

По каким учебникам будут заниматься школьники в новом учебном году?

В основном нарекания на качество учебной литературы высказывают взрослые, а школьники всегда с нетерпением ждут встречи с новыми книгами. Ведь знакомство с ними — это волнующее таинство для любого ученика. Специалисты в области учебного книгоиздания уверяют: на этот раз встреча с новой учебной литературой у ребят должна получиться особенно приятной.

К очередному школьному сезону они проделали большую работу, подготовили 119 учебных изданий, выпуск еще 9, необходимых для второго учебного полугодия, запланирован в сентябре—декабре. Абсолютное большинство из них — 107 — это совершенно новые либо доработанные в соответствии с программами учебники и дополнения. Переиздан только 21 учебник, та литература, где старому содержанию потребовалась лишь «свежая» форма.

Общий тираж выпуска составит 4 535 846 экземпляров. Наибольшее внимание книгоиздатели уделили базовой школе, для нее отпечатали 51 учебник. Для спецшкол и начальных классов — соответственно 41 и 24. Старшеклассники получат 11 новых учебников.

— Впервые изданы «Физика» для 6-го класса и «Китайский язык» для пятиклассников, — рассказывает начальник методического центра Национального института образования Григорий Чемоданов (на снимке). — Что касается новых учебников, то по ним будут изучать математику в 6-м классе, обществоведение в 11-м, русский и белорусский языки в 6, 7-м и 8, 11-м классах. Обновлены также учебники по русской литературе для 7-го и 10-го классов, биологии — для семиклассников и информатики — для 8, 11-го классов.

Как известно, в глобальных экспериментах со школьным образованием поставлена точка. Однако в предстоящем году в учебном процессе все же произойдут небольшие изменения. Увеличивается количество часов для изучения иностранных языков. Задача — к окончанию школы каждый выпускник должен знать один иностранный язык, как минимум, на разговорном уровне. Подтвердить это выпускникам придется через два года на дополнительном обязательном экзамене за курс средней школы. Специалисты в области учебного книгоиздания помогут ребятам подготовиться к нему качественно. Увидели свет новые учебники французского для 5-го класса, английского, немецкого и французского языков для 7, 8-го классов, испанского для семиклассников. Эта работа, конечно, будет продолжена.

Не первый год в школьном образовании реализуется программа комплексной информатизации. Речь в первую очередь идет о разработке электронных средств обучения (ЭСО). В текущем году успешно завершилась педагогическая экспертиза девяти ЭСО. С предстоящего учебного года их будут использовать учителя начальных классов (со 2-го по 4-й) для обучения малышей речевому этикету русского языка. Более наглядными и доступными для детского восприятия станут также курсы «Человек и мир» в 1—3-м классах и «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2—4-го классов. Электронные носители дополнят раздел стереометрии в 10-х классах, на диски также записали лабораторные практикумы по химии для всех классов, начиная с седьмых. По словам Григория Чемоданова, сейчас проводится экспертиза еще 25 ЭСО. Если на них также появится гриф «Рекомендовано Национальным институтом образования», то с помощью электронных «пособий» в школах скоро будут изучать русскую и белорусскую литературу, биологию, историю.

Стоит заметить, что эксперты выполняют работу не меньшую, чем авторы и методисты, составители школьных учебников. Правда, их труд зачастую остается в тени. Каждый новый учебник или пособие выдерживает многоступенчатую экспертизу: сначала авторские оригиналы изучают и рецензируют ученые и практики, затем тексты рассматривают на научно-методическом совете при Министерстве образования, а для изданий по истории, обществоведению и литературам дополнительно требуется оценка специальной госкомиссии. Также в работе по школьному книгоизданию участвуют ученые Академии наук. Их замечания учитываются составителями при последующей «работе над ошибками». Кроме того, в минувшем учебном году 57 изданий прошли опытную проверку в учреждениях образования. Их оценивали более 300 высококвалифицированных педагогов. Свое мнение, так же как и родители, и ученики, они могли высказать авторам учебников во время круглых столов. При переиздании книг предложения детей и взрослых не оставят без внимания.

В последние годы родители сетовали на физическую и интеллектуальную перегруженность учеников, на тяжесть ранцев и сложный стиль изложения материала в учебниках. Но, согласно действующим в стране санитарным правилам и нормам, вес самой тяжелой книжки для учащихся 1—5-х классов, например, не должен превышать 300 граммов, а для старшеклассника «неподъемной» считается «умная книга» весом в 600 граммов. Общий вес учебников на один «рабочий» день школьника вместе с комплектом других учебных принадлежностей без учета веса ранца не должен превышать для первоклашки 1—2 килограммов, а для выпускника — 3,5—4,5 кг. Специалисты Национального института образования уверяют, что этим требованиям белорусские учебники соответствуют. Что же касается языка, которым они написаны, то авторы всячески стараются избегать терминологической перегруженности, но настаивают: материал учебника должен быть изложен в доступном научном стиле.

P. S. О стоимости комплекта учебников можно узнать в приложении к «Р» «Рэспублiка дзелавая» в номере за 18 августа 2010 года.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter