Будущее интеграции – в руках молодежи.

Выработаны общие подходы по созданию Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ.

Выработаны общие подходы по созданию Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ.

На постсоветском пространстве в жизнь вступило поколение, которое выросло в суверенных странах и которому понятия общего дома, интеграции, союзного строительства не очень знакомы. О том, как молодежь участвует в интеграционных процессах и каким видит будущее молодежного движения, рассказывает руководитель самой крупной молодежной организации Беларуси, объединяющей в своих рядах около полумиллиона юношей и девушек, первый секретарь Белорусского республиканского союза молодежи Игорь БУЗОВСКИЙ.

– В январе вы приняли участие в семинаре для молодых парламентариев и молодежных лидеров СНГ, который проходил в Страсбурге. Вызывает некоторое удивление выбор места для проведения такого мероприятия. Почему Франция?

– Организатором встречи в Страсбурге был Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Почему встреча состоялась в Страсбурге? Просто семинар, в котором приняли участие более 30 человек из стран СНГ – России, Украины, Таджикистана, Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Кыргызстана, – проходил параллельно с  сессией ПАСЕ. Меня пригласили как члена Совета по делам молодежи стран СНГ. На семинаре мы вырабатывали общие подходы по созданию Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ, а также молодежных групп при парламентах стран – участниц СНГ и при Совете Европы. Благодаря этим структурам  консолидация молодежного движения на всем евразийском пространстве выйдет на новый уровень.

– Насколько полезны такие мероприятия для молодежных лидеров?

– Каждому полезно больше узнать об опыте работы коллег из других стран СНГ. Была к тому же возможность познакомиться  со структурой и деятельностью Совета Европы, основами молодежной политики СЕ и ЕС, работой Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), суда Совета Европы по правам человека. В частности, в качестве наблюдателей мы непосредственно принимали участие в заседаниях ПАСЕ. Посмотрели, как работают парламентарии, встречались с руководством организации, руководством молодежного сектора Совета Европы, Европейского молодежного фонда, лидерами французских молодежных и студенческих организаций.
Помимо прочего была возможность также выступить перед участниками семинара и представителями Директората по делам молодежи и спорта Совета Европы, презентовать деятельность Белорусского республиканского союза молодежи, рассказать о молодежном движении в Беларуси и о государственной молодежной политике.

– Чем особенно запомнился семинар?

– Так получилось, что в зале заседаний ПАСЕ мы присутствовали как раз тогда, когда обсуждался белорусский вопрос. И я оказался единственным представителем Беларуси, не считая нескольких человек от оппозиции, кто видел, как шло обсуждение резолюции, если это вообще можно назвать обсуждением. Евродепутаты довольно резко высказывались о Беларуси, хотя было видно, что они плохо представляют реальную ситуацию в стране. Твердо и последовательно стояли за Беларусь лишь российские депутаты. Кстати, о честных выборах по-европейски. Наглядным примером стала для меня процедура избрания председателя ПАСЕ. Еще до того, как депутаты проголосовали, все знали, кого выберут и сколько он голосов наберет. Хотя европарламентарии при этом много рассуждают о демократичности той или иной страны. В итоге председателем, как и ожидалось, выбрали француза Жан-Клода Миньона.
После избрания он принял участников семинара, и во время встречи я обратился к нему с вопросом: есть ли надежда, что с приходом нового руководителя изменятся подходы в решении старых вопросов в отношениях Беларусь – ПАСЕ? Жан-Клод Миньон ответил мне, что он выступает за диалог с белорусскими властями.
Кстати, как показало общение в кулуарах, многие европейские политики считают, что действующие санкции в отношении Беларуси ничего не дают. Они только усугубляют ситуацию. Европейцы, которые бывали в Беларуси, понимают, что негативный образ Беларуси сформирован искусственно и ничего общего с действительностью не имеет. Многие особо отмечают, что в ходе кризиса произошел колоссальный обвал во многих странах, но в Беларуси экономика не рухнула, власти не допустили массовых увольнений, не стали закрывать предприятия, как это произошло в некоторых благополучных странах Европы. А нынешняя ситуация в ПАСЕ такова, потому что Беларусь в европейских структурах представляют исключительно оппозиционные деятели. Чтобы изменить ситуацию, нам нужно твердо противостоять этой политике, молодежь может и должна сказать веское слово. В том числе и через те структуры, о создании которых мы договорились во Франции. Мы подписали общую резолюцию, инициировав обращение к другим организациям с просьбой поддержать создание новых молодежных парламентских движений в СНГ. Кстати, господин Миньон заверил нас, что уже в этом году будет рассматриваться вопрос о создании группы молодых парламентариев при ПАСЕ.

– Какова роль в этих процессах российских молодежных организаций?

– Пока развитие таких международных проектов для Беларуси возможно только при поддержке российских молодежных структур. Россия обладает большим политическим весом в СЕ, а российские молодежные организации имеют определенный опыт и хорошие международные контакты как на уровне официальных структур, так и на уровне общественных организаций, что и позволяет реализовывать такие проекты. Поэтому Россия вполне может играть роль локомотива для всего евразийского молодежного движения. Тем более что на семинаре был представлен целый ряд российских регионов – от Санкт-Петербурга до Ханты-Мансийска, которые активно поддержали предложение об интеграции евразийского молодежного движения. Мы изучаем богатый опыт россиян, хотя нам приятно, что и наш опыт, в первую очередь опыт работы Белорусского республиканского союза молодежи, интересен нашим коллегам, в чем постоянно убеждаемся, общаясь с молодежными лидерами других стран. Отрадно и то, что, предлагая инициативы по созданию евразийских молодежных структур, наши российские друзья изначально рассчитывали на нашу поддержку.

– Нельзя, наверное, не вспомнить, что молодежь России и Беларуси уже на практике реализует ряд проектов, в том числе и с привлечением средств бюджета Союзного государства, которые могут быть примером для зарождающегося евразийского молодежного движения?

– Безусловно, могут, поскольку это сильные проекты, которые выросли из инициатив отдельных организаций и стали своеобразными молодежными брендами наших стран. Достаточно вспомнить  фестиваль в Ростове-на-Дону «Молодежь – за Союзное государство!», лагерь «Дружба славян» на границе Беларуси, России и Украины, молодежный лагерь «Бе-Lа-Русь» на границе Беларуси, Латвии и России. Наша задача – не только сохранить все эти проекты, но и развивать, а если появится что-то новое – поддержать.

– Как молодежь, в том числе и несоюзная, воспринимает интеграционные процессы?

– Нынешние молодые люди не жили в СССР, но они понимают: чтобы стать сильнее, нужно объединять усилия, нужно искать новые формы взаимодействия, делать шаги навстречу друг другу, выступать единым монолитом по общим вопросам. Тем более что таковы и мировые тенденции. И по большому счету, только от нас зависит, как будет работать та система, которую мы создаем. В итоге именно молодежь выступает гарантом необратимости интеграции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter