Будьте любезны хорошо зарабатывать!

Три вопроса о "заграницах" министру культуры Леониду ГУЛЯКО
- Леонид Павлович, недавние Дни культуры Беларуси в Париже активно обсуждались общественностью (причем не только творческой) и до, и после их проведения. Как вы оцениваете это мероприятие?

- Очень удачная творческая поездка. Над этим проектом министерство работало восемь месяцев. Было непросто: с Францией у нас пока нет соглашения о культурном сотрудничестве. Так что значительную часть расходов взял на себя культурный центр Пьера Кардена. Мы со своей стороны оплачивали всю рекламную продукцию: каталог к художественной выставке, программки к концертам и спектаклю "Шагал, Шагал...". Я предварительно, за несколько месяцев до открытия Дней, встречался с г-ном Карденом лично, показал ему альбом современного белорусского изобразительного искусства - респектабельный такой фолиант, как вы знаете. Он живо заинтересовался, осторожно высказал свои пожелания о будущей выставке. Он не давил. Конечно же, мы учитывали мнение принимающей стороны да притом всемирно известной личности, коллекционера. Потом в Минск приезжала французская творческая группа от Кардена, которая помогала нам подготовиться и хотела воочию убедиться, что все идет по плану. А вы как думали: взял, что хотел, да поехал?.. Так что разговоры о том, что за границу министерство всегда берет одних и тех же, беспочвенны. Открытие Дней культуры прошло очень торжественно. Выступил генеральный директор ЮНЕСКО г-н Мацуура, что случается крайне редко. 8 июля он приедет в Беларусь, чтобы вручить нам диплом ЮНЕСКО, подтверждающий, что Мирский замок включен в список памятников всемирного наследия, - его визит приурочен к Дню белорусской письменности и печати.

- Но, видимо, работа министерства в международном векторе не ограничивается только французским направлением?

- Естественно. До конца года Дни культуры Беларуси пройдут в Таджикистане, Кыргызстане, в Санкт-Петербурге. В сентябре мы принимаем Дни культуры Китая. Буквально через несколько дней в Беларуси начинаются Дни Москвы, где культура составляет значительную часть в программе. Подписали принципиально новые соглашения о сотрудничестве и культурном обмене с Литвой, Латвией. А в октябре с ответным визитом культурный центр Кардена привезет нам свой спектакль "Тристан и Изольда".

- И последний, довольно щекотливый вопрос: должно ли Министерство культуры строго курировать все зарубежные гастроли творческих коллективов?

- Коллективов государственных - несомненно. И контролировать, и курировать. Не для того чтобы ущемить в правах, - напротив, посодействовать более выгодным контактам. Мы сейчас жестко ставим перед всеми задачу: зарабатывать деньги. Пример: когда балет Елизарьева едет за границу, он на гастролях зарабатывает так, что рассчитывается с государством по налогам, часть денег вкладывает в новые постановки и еще может построить своим артистам служебное жилье. Примерно по такой же схеме работают и Театр оперы, и симфонический оркестр Белгосфилармонии - правда, там доходы много меньше. Но значительная часть коллективов просто не научились до сих пор себя выгодно продавать. Это неправильно - работать за одни суточные! Вот "Хорошки" месяц ездили по Америке. Что ж плохого? Пропаганда нашего искусства, нашего образа жизни. Был успех. Но из месячной поездки ансамбль не привез дохода ни в свою копилку, кроме маленьких гонораров артистам, ни приличной копейки в бюджет. Но раз коллектив государственный, раз мы его дотируем и гастролирует он не во время отпуска, а в рабочие дни, мы имеем право контролировать его финансы. Поездка ради поездки - это уже прошлое. Нужно искать выгодные контракты. Будьте любезны учиться хорошо зарабатывать!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter