Будслав. Трагическое любопытство

К костелу Вознесения Пресвятой Девы Марии на въезде в деревню Будслав Мядельского района ежегодно устремляются десятки тысяч паломников со всей Европы...

К костелу Вознесения Пресвятой Девы Марии на въезде в деревню Будслав Мядельского района ежегодно устремляются десятки тысяч паломников со всей Европы. Чтобы поклониться одной из самых главных католических святынь — иконе Матери Божией Будславской. Люди здесь набожные, тем более удивительно, что именно в этом живописном и известном месте могла произойти двойная трагедия. В течение 13 дней в петле нашли двух человек — сначала учительницу, а потом десятилетнего мальчика. Причем было очевидно: оба происшествия загадочным образом связаны. Неужели страшное совпадение? Или, может быть, через эти события прошла одна удушающая нить?


...Сейчас в школе с детьми, которые, как и другие односельчане потрясены случившимся, работают психологи. Они рассказывают о цене жизни, говорят о том, что несчастный случай может произойти с каждым. А прокуратура Мядельского района тем временем по крупицам восстанавливает события тех дней.


— В деревне ведь все друг друга знают, местные новости облетают окрестности в считанные часы, — листает материалы проверки следователь Владимир Филипчик. — В конце сентября в сарае собственного дома повесилась 40–летняя учительница. Утром поругалась с мужем, выскочила из дому... А через несколько часов ее нашли с петлей на шее. Естественно, дети в школе были подавлены. Например, десятилетний Ваня никак не мог понять, как это можно погибнуть, имея опору под ногами. Мальчик по натуре был очень любопытным. Это отмечают все: родители, одноклассники, соседи, знакомые... Ходил, расспрашивал, взрослые ему терпеливо объясняли. Но, видимо, Ваня не поверил и решился на эксперимент.


В ту пятницу мальчик вернулся из школы домой рано — около двух часов дня. Пообедал и отправился в свою комнату — играть в компьютерную игру. А потом куда–то убежал... Спохватились только вечером. Вернулся с работы отец, семья как раз собиралась на вечернюю службу в костел. Не было лишь сына. Искали у соседей, родственников... Через час папа решил заглянуть на чердак. Там и обнаружил мальчугана... Сорвал с его шеи бельевой шпагат, начал делать искусственное дыхание, но помощь уже была не нужна. К этому времени Ваня уже несколько часов был мертв...


Деревня всполошилась: неужели очередное самоубийство? Нет, в прокуратуре утверждают, что это несчастный случай. Ведь поводов совершать суицид у мальчика не было никаких.


Проезжаем мимо дома, где так нелепо погиб Ваня. Ухоженное кирпичное здание, на фасаде — спутниковые тарелки... Все, с кем бы я ни общался, в один голос говорят: семья благополучная. Родители с высшим образованием. Отец — заместитель директора крупного предприятия, мама — воспитательница в детском саду.


— Хорошо знаю этих людей, очень набожные, — вздыхает ксендз Виктор Бурлако. — Ваня тоже постоянно приходил в костел. После его смерти родители паломничали по монастырям — ездили в Минск, Мосар, Жировичи. Именно разговоры со священниками помогли им немного прийти в себя.


Но в деревне до сих пор стоит гнетущая атмосфера. Отправляюсь в местную школу. Учителя, говоря о повесившейся коллеге, до сих пор с трудом подбирают слова.


— Людмила Иосифовна преподавала у нас русский язык и литературу более 10 лет, — заместитель директора по учебной работе Нина Лубневская до сих пор не верит в произошедшее. — К слову, она — наша выпускница, еще у меня ученицей была. Отзывчивая, дети ее любили, да и коллеги, была председателем нашего профкома. А Ваня — добрый и спокойный мальчик, очень любознательный. Я не думаю, что нужно связывать две трагедии. Это ужасное стечение обстоятельств.


...Как бы то ни было, все эти слухи, разговоры, домыслы, о которых столько судачили, подтолкнули мальчика к опасному эксперименту. Возможно, эту трагедию и можно было бы предупредить, знай односельчане о превенции самоубийств, сформулированной группой всемирно известных специалистов. Они настоятельно рекомендуют, в первую очередь журналистам, избегать демонстрации фотографий погибшего, подробного описания способа и конкретных деталей, каких бы то ни было обвинений. Думается, это касается не только охочих до сенсаций репортеров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter