Брызги шампанского

Люблю шампанское.
Люблю шампанское. Да и кто его сегодня не любит? Дешево и вкусненько. Однако по ставшей недоброй традиции, ближе к Новому году на нашу голову сваливаются настораживающие предупреждения. Вот-вот, мол, случится дефицит. Слово это хоть и из прошлой жизни, но мы его по-прежнему боимся. И по привычке вздрагиваем. Вот и опять на днях как-то стало неуютно...

На коллегии Минторга начальник управления потребительского рынка Минска Михаил Евтуховский заявил: "В прошлые годы мы закупали шампанское впрок в сентябре - октябре, сейчас не можем этого сделать, потому как его не хватает".

Естественно, после таких слов наше отечественное шампанское на всякий случай бросились прикупать даже те, кому становится дурно от пузырьков. Такова стихия рынка. Но возникает вопрос: что делать торговле и Минскому заводу игристых вин? Рады ли они такой популярности специфического продукта?

Прежде чем ответить, позволю себе лирическое отступление. О том, как легко и непринужденно меняется культура пития белорусского народа. Пару лет назад пищевики озабоченно говорили о чрезмерном пристрастии нации к водке и крепленым винам. А уже к исходу октября 2001-го ситуация преображается. Седьмой части прошлогодних объемов производства недосчиталась алкогольная промышленность. Сократился выпуск водки, коньяка и винных напитков, последних, между прочим, аж на три четверти. В фаворе оказались шампанское и виноградные вина. Причем никакой специальной антиводочной кампании для этого не понадобилось. Только игра цен, и не более того.

"Официального напитка церемоний и торжеств", по словам первого заместителя министра торговли Михаила Свентицкого, к октябрю продано на 30 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Определяющей причиной того стала его цена, практически сравнявшаяся с водочной. Чего даже в застойные социалистические времена не бывало никогда: пропорции стоимости товаров блюли тогда не меньше, чем собственно цены.

Наш Комитет цен при Министерстве экономики стойко игнорировал расчеты завода о перманентно снижающейся доходности, скатившейся к моменту сентябрьского повышения цены до 5 процентов. Спросите, причем здесь комитет после объявленной либерализации цен и сокращения группы регулируемых государством социально значимых товаров, к которым шампанское никак не относится? Дело в том, что завод, его выпускающий, объявлен монополистом, и без санкции Минэкономики не волен распоряжаться стоимостью собственной продукции. Сделано это, как сказал заместитель директора предприятия Леонид Кравчук, с тем, чтобы рентабельность выпуска популярного напитка, не дай Бог, не превысила 30 процентов. Однако складывается впечатление (конечно, сугубо поверхностное), что рьяные чиновники стремились ее вовсе свести к нулю. Дело, собственно, нехитрое. Но в итоге мы имеем результат, предугадать который не составляло особого труда, а над преодолением его последствий предстоит поломать голову.

Мобилизация усилий уже началась. Правительство увеличило квоту на производство и поставку шампанского на 210 тысяч декалитров (дал) при годовом плане 540 тысяч. Внешне внушительная цифра как-то сразу теряет привлекательность, если сказать, что названное годовое количество шампанского уже выпито. И последние 3 месяца внутреннему рынку придется довольствоваться лишь теми самыми дополнительными объемами. А это всего-навсего 2,8 миллиона бутылок, или где-то полторы бутылки в расчете на условную семью. То есть, если я сейчас куплю хотя бы две бутылки, то кому-то наверняка не хватит. Между тем это - потолок производительности Минского завода игристых вин. Его мощности сегодня загружены полностью.

Мои предположения целиком подтвердили в областных управлениях торговли. Например, Минская область в последнем квартале прошлого года продала 27,8 тысячи декалитров шампанского. Сегодня ей с учетом дополнительных поставок обещают не больше 21 тысячи дал, чего явно мало. Особенно при том, что запасы, традиционно создаваемые в торговле задолго до новогодних праздников, на 1 ноября едва превысили 3 процента необходимого. И взяться им, собственно, уже неоткуда. Аналогичной математикой озабочена Витебщина.

Минторг надеется сбить ажиотаж двумя миллионами бутылок игристых вин. Однако назвать эти напитки конкурентами шампанскому можно лишь с большой натяжкой. Что касается импорта, то, по словам Михаила Свентицкого, Молдова и Украина обещают нам пока всего 90 тысяч бутылок. Кстати, завозное шампанское в полтора-два раза дороже. Впрочем, как заметил Михаил Евтуховский, тендер на ввоз шампанского был в начале года, с тех пор потенциальным импортерам не дали возможность проявиться и предложить, может быть, более выгодные условия поставки. Сейчас желающих помочь Беларуси с шампанским будет хоть отбавляй, почва создана наиблагодатнейшая. Но по каким ценам? Шутить с ними в условиях жесткого рыночного окружения - занятие весьма чреватое последствиями.

В этой ситуации специалисты видят два варианта развития событий. Если Минторг сейчас, как зимой 1997 - 1998 года, надумает положить минское шампанское на склады, чтобы "выбросить" накануне праздников, "свято место" пусто не останется. И уже не Минэкономики, а дефицит будет диктовать цены. Тем не менее шампанского завезут столько, сколько будет продаваться. А весь первый квартал следующего года Минскому заводу игристых вин обеспечена работа на склад. Все это мы уже проходили, и полагаю, наступать на грабли во второй раз ни торговля, ни промышленность не пожелают.

Теперь уж, как мне кажется, лучше оставить все как есть и не предпринимать лихорадочных телодвижений. А на склады на всякий случай положить импортное шампанское. По крайней мере, тогда отечественный завод спасется от убытков.

Позволю себе еще одно отступление - на этот раз не лирическое. Наблюдаем мы за такими вот катаклизмами не первый год. И, по-моему, уже четко прослеживается тенденция - они всякий раз возникают, когда у кого-то из начальников пробуждается желание "покомандовать". Стиль, конечно, привлекательный, эффектный. Но неэффективный - объективные законы экономики еще никому не удавалось опровергнуть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter