Брэнд с бренди

Накануне на официальном сайте российской ПФЛ было опубликовано сообщение совета лиги о переименовании ФК «Торпедо–РГ» в ФК «Торпедо–ЗИЛ», а также об исключении из состава членов Ассоциации футбольного клуба «Торпедо Москва»...

Он все видит. «Он все видит» — такой лозунг украшает сайт настоящих болельщиков настоящего московского «Торпедо». Что тут еще добавить? Пожалуй, вот что: Бог — не фраер, а Стрельцов — не просто игрок...


Накануне на официальном сайте российской ПФЛ было опубликовано сообщение совета лиги о переименовании ФК «Торпедо–РГ» в ФК «Торпедо–ЗИЛ», а также об исключении из состава членов Ассоциации футбольного клуба «Торпедо Москва». Данное сообщение официально засвидетельствовало факт объединения клубов «Торпедо Москва» и «Торпедо–ЗИЛ» в один–единственный, который и сохранит преемственность легендарной команды «Торпедо». Факты по этому поводу скачут через годы и кошельки.


То, что происходило 13 лет вокруг славного брэнда «Торпедо», сложно описать без обилия междометий. Даже пробовать бессмысленно.


«Лужники» — никакое не «Торпедо», а всего лишь третьесортная пародия на него. Обыкновенные самозванцы, аферисты.


В то же время вокруг немало честных и порядочных болельщиков настоящего «Торпедо», прекрасно понимающих, что есть что. Это люди, которые переживают варварское «убийство» «Торпедо» и в отличие от некоторых не спешат идти на трибуны какой–либо другой команды.


Они бережно хранят память о нашей великой команде и, что тут скрывать, где–то там, в глубине души, верят, что «Торпедо» еще будет. Настоящее, автозаводское... Ведь настоящий болельщик всегда верит в лучшее».


Эти строки из обращения настоящих болельщиков настоящего «Торпедо», пожалуй, и заставляют строчить этот материал.


Свежие факты таковы. После тринадцати лет владения «Торпедо» глава «Лужников» Владимир Алёшин наконец согласился продать команду, финансировать которую собственными силами он оказался не в силах. Именно режим строжайшей экономии средств за короткое время превратил одного из лидеров российского футбола в команду второго (а если брать по ранжиру — то и вовсе третьего) дивизиона чемпионата.


Даже в Минске мы знаем, что хозяином ФК «Торпедо» Алёшин стал в 1996 году. Команда получила приставку «Лужники» и переехала со славной Восточной улицы, над которой до сих пор витает дух Стрельцова — Иванова — Маслова, на олимпийский стадион. Перемены категорически не понравились болельщикам «черно–белых», которые в массовом порядке начали отворачиваться от переименованной команды в пользу возрожденного «Торпедо–ЗИЛ», который за несколько лет пробился в элитный дивизион. Впрочем, вскоре из–за проблем с финансированием автозаводское «Торпедо» было продано «Норильскому никелю» и транзитом через название «Торпедо–Металлург» стало «Москвой». Именно в этой команде сегодня выступает целое трио белорусских вратарей во главе с Юрием Жевновым. Ну да мы не об этом.


Появление «Москвы», неприятие болельщиками «Лужи», как они называли алёшинский клуб, не раз и не два провоцировали общественность на возрождение. В 2004 году появился клуб с только на первый взгляд странным названием «Торпедо–Российская газета». Наши коллеги, вместе с которыми «СБ» выпускает газету «Союз», протянули руку помощи славному торпедовскому сообществу. Четыре года они тянули лямку, пытались и пробовали, но 29 декабря 2008–го были вынуждены извиниться.


Из обращения руководства ФК «Торпедо-РГ» к болельщикам:


«Мы — руководство и игроки клуба действительно пытались в течении 4 лет возродить славное имя «Торпедо». Успешным был лишь первый год — 2004–й. Мы организовали клуб вместе со спортивным фондом завода «Торпедо» 14 марта 2005 года с одной целью — вернуть болельщикам команду с родным именем. Присутствие главной газеты страны скромно обозначили аббревиатурой РГ. Условия сотрудничества были абсолютно прозрачны: Фонд «Торпедо» бесплатно предоставлял команде второе поле стадиона на Восточной улице, газета взяла на себя все материальные расходы. В результате в первый год своего существования мы выиграли первенство Москвы среди команд КФК... получили право выступать в профессиональной лиге.


Но уже в этом году сторона ЗиЛа продемонстрировала свое нежелание реально развивать команду и добиваться ее возрождения: спортивный фонд «Торпедо» так и не перечислил в уставной фонд клуба положенных 48 тысяч российских рублей (менее 2.000 долларов — !), а представитель «Торпедо» в команде начал втихаря продавать лучших игроков клуба, а завод вообще зимой продал стадион «Норильскому никелю»... Нам пришлось расторгнуть договор с фондом «Торпедо» и уйти для проведения домашних матчей в г. Краснознаменск, администрация которого понимающе отнеслась к финансовым возможностям клуба...


Мы готовы были вернуться в начале сезона на стадион им Э.А.Стрельцова и взять школу под свой патронат. Но руководство стадиона предложило команде такие условия аренды (250.000 российских рублей за матч), которые клуб был просто не в состоянии выполнить. А игры и тренировки на других стадионах Москвы увеличили наш бюджет в 2 раза. В условиях экономического кризиса даже «Российская газета» не способна без помощи извне нести на себе такую финансовую нагрузку... Извините».


«Торпедо–РГ», в общем, пожертвовало свое место во втором дивизионе вновь созданному клубу «Торпедо–ЗИЛ». Владельцем «новых автозаводцев» стал Александр Мамут, известный торпедовский болельщик с большим кошельком. Именно этот миллиардер три года назад едва не купил клуб из «Лужников». Тогда предложение Мамута Алёшину составило 30 миллионов долларов, но стороны не сошлись в деталях сделки. Бизнесмен настаивал на варианте оплаты тремя траншами — по 10 миллионов долларов в течение двух лет. В «Торпедо» же хотели получить сразу всю сумму. В итоге после долгих переговоров сделка сорвалась, а стороны расстались с взаимными обидами. Ряд футболистов, которые уже подписали личные контракты с «новым» «Торпедо», были вынуждены срочно менять планы.


Любопытно, что еще совсем недавно (в середине 2008 года) у руководства «Торпедо» были реальные шансы найти покупателя в лице Михаила Прохорова. Летом президент «Торпедо» Александр Тукманов заявил, что, мол, ведет переговоры о слиянии с контролируемым Прохоровым клубом «Москва». Но и тогда, несмотря на оптимизм участников, сделка сорвалась. Прохоров, продавший свою долю в «Норильском никеле», лишился контроля над «Москвой», а новые владельцы команды, ознакомившись с финансовым положением «Торпедо», отказались от слияния в сложившихся экономических условиях. А Михаил Прохоров стал президентом Союза биатлонистов России.


Сейчас уже известно, что «Торпедо» продано Мамуту за 1 доллар. По информации газеты «Спорт-экспресс», в договоре предусмотрен переход под юрисдикцию новых владельцев всех игроков и административного персонала «Торпедо», а также истории и достижений «черно–белых».


В биографии 49–летнего Александра Мамута намешано столько, что сразу и не определишь черты его лица. Скажем, одно время он был советником Александра Волошина в бытность того руководителем администрации Президента России. Ну и что с того? Тогда скажем, что за плечами Мамута славный по рекламным роликам банк «Империал», инвестиционная компания «Тройка–Диалог», «Ингосстрах». В октябре 2008 года он приобрел у Евгения Чичваркина компанию «Евросеть», а сегодня харизматичный Чичваркин объявлен в международный розыск...


Да, не позавидуешь Александру Башмакову. Известный белорусский футбольный тренер менее месяца назад возглавил «Торпедо–ЗИЛ». Примечательно, как его представили в московской прессе:


«Его кандидатуру предложил Мамут. И объяснил свою позицию. Башмаков работал в основном в непростых условиях Беларуси. Не избалован деньгами, у него незамыленный взгляд на российский футбол. Он не имеет ненужных связей с агентами. В последнее время работал тренером в интернате у Валерия Филатова, в «Локомотиве». Зарекомендовал себя неплохим специалистом». Приведенные слова принадлежат президенту ФК «Торпедо–ЗИЛ» Александру Тукманову.


Вчера я созвонился с Александром Башмаковым, чтобы уточнить нюансы.


— Приглашение в «Торпедо–ЗИЛ» стало для вас неожиданным?


— Не сказал бы. Моя работа с юношами в московском «Локомотиве» стала своеобразной визитной карточкой. Так что я знал, что мной интересуются в «Торпедо». Когда позвонили и пригласили, не удивился. Контракт подписал на год с возможностью продления еще на год.


— Вы знакомы с Мамутом?


— Нет, лишь заочно.


— Игроки лужниковского «Торпедо» уже прибыли в ваше распоряжение?


— Нет. Контрактные вопросы еще предстоит решать.


— Кто из известных футболистов тренируется у вас?


— Бывший московский спартаковец Евгений Мелешин, бывший динамовец Андрей Дятель. Сейчас в «Торпедо–ЗИЛ» занимается большая группа игроков, но так всегда бывает при создании новой команды.


— Задачи перед вами ставили?


— Полагаю, такой разговор состоится в ближайшие дни.


Новой команде Башмакова предстоит играть в дивизионе «Запад» чемпионата России. Пока команда называется «Торпедо–ЗИЛ», хотя учредители клуба не скрывают желания избавиться от приставки и стать самым обыкновенным старым добрым «Торпедо». В первом туре автозаводцы примут на стадионе им. Стрельцова ФК «Дмитров». Потом предстоят игры с командами из Череповца, Твери, Костромы... Предстоит визит и в северную столицу к Эдуарду Малофееву, который вместе с Сергеем Герасимцом взялся за возрождение еще одной легендарной команды — санкт–петербургского «Динамо».


Эх...


Когда–то и в Минске болели за «Торпедо». Рабочий люд после смены валил на уютный стадион на улице Котовского, где, не жалея глотки, переживал за «черно–белых». Во времена СССР команда автозавода много раз становилась чемпионом Белоруссии. Потом «Торпедо» — «Торпедо–МАЗ» — «Торпедо–СКА» выступало с переменным успехом в чемпионатах страны. Но... Как и в Москве, многие минские руководители запутались в «черно–белых» отношениях.


Уж пару лет как автозаводской стадион не принадлежит заводу. Он — собственность футбольного клуба «Минск». Никто из простых работников автозавода не может логично объяснить, почему так произошло, но каждый автозаводец знает, что «забить пульку» на когда–то родном стадионе он уже права не имеет.


Детско–юношеская школа «Торпедо» существует, но за последнее время количество занимающихся в ней уменьшилось с 600 до 200 человек, а те пацаны из Заводского района, кто еще увлечен футболом, занимаются на лужайке в парке им. 900–летия Минска. То место, где проходят их тренировки, они описывают просто: «Возле зоопарка...»


Недавно возглавивший спортивный клуб МАЗа Сергей Шульган не скрывает, что его хрустальная мечта — возродить футбол на «Торпедо», но денег у завода нет.


И только энтузиасты знают, что не бывает ничего невозможного. Алексей Гайдукевич — простой индивидуальный предприниматель, как он сам о себе говорит, — и его друзья–фанаты уже почти создали общественное объединение поклонников минского «Торпедо». Они вместе с тренером Анатолием Фоминым организовали и спонсируют команду «Торпедо-МАЗ», в которой играют те, кто еще не потерял веры в «черно–белый» брэнд. В прошлом году «Торпедо–МАЗ» выиграло Кубок Минска, а значит, получило возможность в сезоне нынешнем заявиться в Кубок страны.


Он все видит, не правда ли?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter