Возможна ли перезагрузка китайско-индийских отношений?

Бремя сильных

На фоне незатухающей пандемии COVID-19 продолжаются обсуждения того, каким будет мир после ее завершения. В этой связи в фокусе повышенного внимания оказались Китай и Индия, которые в эти дни отмечают семидесятилетие установления дипломатических отношений. Многое в будущем мире будет зависеть от того, как сложатся отношения этих двух наиболее густонаселенных стран мира, являющихся второй и пятой экономикой соответственно.

В связи с 70-летием дипотношений Пекин и Дели обменялись дипломатическими реверансами, выражая надежду на дальнейшее укрепление сотрудничества. Потенциально китайско-индийский альянс мог бы претендовать на роль нового глобального полюса, вокруг которого строилась бы международная система. Однако вряд ли этому суждено сбыться. Как известно, двум медведям тесно в одной берлоге, а Китай и Индия слишком крупные игроки, чтобы не иметь серьезных противоречий. Собственно, здесь достаточно вспомнить опыт советско-китайских отношений, которые в свое время очень быстро эволюционировали от союзничества к конфронтации — даже несмотря на идеологическую общность двух стран. Конечно, столкновению СССР и Китая немало помогли американцы, однако у них ничего бы не вышло без объективных предпосылок, а именно: слишком крупные и слишком разные страны по определению не смогут долго плыть в одной лодке.

Китайско-индийских отношений это касается не в меньшей степени. Отношения Дели и Пекина омрачает довольно много обстоятельств. Страны имеют неурегулированный территориальный конфликт: в Дели считают, что КНР незаконно оккупирует часть индийского штата Кашмир (того самого, по поводу которого Индия конфликтует и с другим своим северным соседом — Пакистаном). 

Индия весьма настороженно относится к экономическому усилению Китая в Юго-Восточной Азии и, в частности, к инициативе «Один пояс — один путь». В Дели полагают, что включение стран в эту инициативу и связанные с ней китайские инвестиции будут приводить к возрастающей зависимости государств региона от Пекина. Естественно, сама Индия не просто не хочет оказаться в такого рода зависимости, но и стремится к тому, чтобы значительная часть экономических связей региона была бы замкнута на нее, а не на Китай. Увы, но продвигать собственную повестку и интеграционные инициативы у Индии пока не получается, поэтому остается одно: сопротивляться масштабным экономическим проектам КНР. Пугает Индию и то, что в рамках инициативы «Один пояс — один путь» Китай активно взаимодействует с Пакистаном, не особенно обращая внимание на беспокойство, выражаемое официальным Дели.

Тем не менее в последнее время Индия старается избегать открытой конфронтации с Китаем и даже предпринимает шаги по сближению. В частности, это выразилось во вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества — один из интеграционных форматов, выстраиваемых под эгидой Пекина. Очевидно, делается это не потому, что в Индии признали геополитическое и экономическое лидерство КНР, а с целью влиять на интеграционные процессы в своих интересах. Однако возникает риск, что эти интеграционные форматы окажутся в конечном счете перегруженными конфликтующими интересами и спорами, теряя свою эффективность и привлекательность.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter