Бремя попыток пианиста Валерия Шацкого

Мне кажется, быть талантливым автором своей судьбы иногда гораздо труднее, чем автором книги, картины или симфонии.
Мне кажется, быть талантливым автором своей судьбы иногда гораздо труднее, чем автором книги, картины или симфонии. Ведь если творчество - благо, дарованное небом, таинственным озарением, то волю к жизни добываешь собственными усилиями. Поэтому не талант, а именно воля - вот что такое личность. Воля - это и есть сам человек...

Пианист Валерий Шацкий стал лауреатом международного конкурса в Праге, будучи студентом второго курса Московской консерватории. Было это в далеком 1957 году. Международных лауреатов тогда в нашей стране насчитывалось немного, а международные конкурсы в мире - и вовсе по пальцам пересчитаешь. Так что такая награда в 19 лет моментально перевела Шацкого из "юноши, обдумывающего житье" в молодого исполнителя с перспективным будущим. Словом, жизнь бралась им широким захватом и с таким упоением... Взрывной, темпераментный, независимый, смелый, Шацкий приехал к нам в Минск после аспирантуры в 1963 году и стал по очень многим параметрам в белорусской консерватории первым. Первый педагог-пианист - лауреат престижного международного конкурса. Первый педагог-пианист, активно сам концертирующий по Советскому Союзу как солист филармонии. Один из первых в тогдашнем Минске с такой могучей профессиональной "родословной" за плечами, как Московская консерватория и аспирантура с ее известной на весь мир профессурой: Игумновым, Гилельсом, Нейгаузом, Гольденвейзером, Обориным, Флиером. В конце концов, скажи мне, кто твои учителя...

В общем, на Шацком всегда стояла печать столичности, некоей особости, что не столько привлекает, сколько зачастую раздражает окружающих. Тем более что Валерий Владиславович, как пассажир скорого поезда, не хотел оглядываться на окрестный пейзаж. А время "шестидесятников" между тем исчерпало свою энергию и уткнулось в вату 70-х, выморочных годов. Но только не для Шацкого. Вязкая неподвижность жизни, казалось, никогда не затянет его в свой медлительный ритм. "Похоже, что вы, любезный друг, не прочь нам показать нашу малость. Что ж, утешайтесь своей особостью. Мы устали - от нее и от вас". И однажды судьба, словно взыскуя за прежние дары, отняла у Шацкого главное - возможность исполнять и гастролировать. После 500 сольных концертов по всему СССР он потерял сцену и публику, попав в страшную автомобильную катастрофу. Люди довершили начатое судьбой - у Шацкого отобрали класс в консерватории. Безработный, бывший пианист, бывший педагог и вообще бывший...

"Все у нас, Луциллий, чужое, одно лишь время наше", - писал античный стоик Сенека. Казалось, талант, дарованный свыше, иссяк, он не принадлежал больше Валерию Шацкому - правая рука у него после автомобильной травмы атрофировалась, усыхала. Наступило время собственной воли - единственное, чем обладал в то время пианист. И через 7 лет забвения на филармонических афишах города вновь появилась его фамилия. И 3 года назад, когда профессору Шацкому исполнялось 60 лет, он тоже был на сцене... Несомненно, жизнь длиннее, чем любовь. И чем творчество тоже: в конце концов оно всего лишь вспышка, толчок, яркий импульс. Но талантливые авторы своей жизни не могут допустить, чтобы ими распоряжалось одно только небо... И, вмешиваясь в судьбу, как правило, становятся победителями.

Ведущая рубрики "Автограф"

Елена МОЛОЧКО, "СБ".

- Как говорил один литературный герой, юные люди и не догадываются, что спускаться по лестнице много труднее, чем подниматься. Вас, Валерий Владиславович, на лестнице жизни судьба испытывала неоднократно. Но и на спуске вы умудряетесь выглядеть победителем.

- Карьера музыканта - вещь жестокая. Всю жизнь под дамокловым мечом: будешь ли востребован? У нас ведь огромное значение имеет репертуар, которым ты владеешь, - но весь его держать в руках невозможно! То, что в молодости не выучил, в зрелом возрасте зачастую уже не поддастся. Даже великий Артур Рубинштейн не играл, например, 3-й концерт Рахманинова. Отшучивался: "Слишком много нот". Но и спускаясь, как вы изволили выразиться, по лестнице жизни, нужно пересиливать законы тяготения и не упасть. Знаете, когда у меня с некоторого времени все проблемы сконцентрировались на одном-единственном: не играть - значит не быть, тогда-то я и понял кое-что в жизни.

- На вашем юбилейном концерте, помню, кто-то из публики даже обронил: "Шацкий больше, чем пианист. Шацкий - это вызов".

- Большое спасибо дирижеру - народному артисту Михаилу Козинцу, с которым я исполнил тогда очень трудную программу: 3-й концерт Рахманинова и 4-й Бетховена. Удалось-таки одолеть с Божьей помощью.

... Силой духа, а не физикой. Рецидивы мышечной атрофии левой руки лишь недавно перестали давать о себе знать... А в молодости, наоборот, - часто брал энергией. В консерватории, помню, "Игру воды" Равеля - 18 страниц высшей технической сложности - выучил за 3 дня. Очень хотелось попасть на международный конкурс в Рио-де-Жанейро...

- Конец 50-х, Московская консерватория гремит на весь мир. В ней преподают такие титаны, как Нейгауз, Гилельс, Зак, Флиер, ваш непосредственный учитель... Расскажите о том времени, пожалуйста.

- Консерватория была не просто учебным заведением. Как и Большой театр, она считалась символом советской государственности. В ней ковалась интеллектуальная "валюта" СССР: мы ведь уже выезжали на конкурсы за границу и почти всегда побеждали. Поэтому все было очень строго. Учебный процесс - довольно идеологизированный. На первом курсе я не стал сталинским стипендиатом только потому, что на экзамене по истории КПСС забыл один пункт повестки дня XIV партсъезда. Естественно, все - комсомольцы. (Партию, правда, я потом удачно пропустил.) Военная кафедра. Поездки на картошку и целину. Что касается специальности - это уже совершенно другой мир. Если студента отбирали участвовать в международном конкурсе, он полностью переходил на гособеспечение. Его отправляли в дом творчества, поселяли в отдельный коттедж с инструментом - как это было со мной перед Прагой. Словом, готовили к высокой дипломатической миссии - укрепить престиж страны. А теперь, если не получил государственной поддержки, может выручить и спонсор, и все равно поедешь.

- Так, может, и не нужны эти международные конкурсы - стрессы и нервотрепка для юных душ? Хороший пианист может концертировать и без лауреатства, было бы имя. Как у Рихтера, например.

- Для юности, периода бурного роста и становления, конкурсы необходимы. А что про Святослава Рихтера вспомнили... Ну, знаете ли... В одном французском журнале я читал статью, где выдающихся пианистов второй половины XX века характеризовали одним словом. Например, Кэмпф - традиция. Аргерич - огонь. Циммерман - XXI век. Брендель - вымогание. Гилельс - мощь. А Рихтер - единственный. И этим все сказано. Когда-то в Москве я жил со Святославом Теофиловичем в одном доме по улице Неждановой. Наши окна выходили на одну сторону улицы, и я часто слышал, как он занимается. Однажды Рихтер играл страницу из "Мефисто-вальса" Листа полтора часа подряд. Я не мог понять, что же ему не нравится, - каждый раз он исполнял ее идеально. Но это было по-моему, а по его внутренним ощущениям, видимо, недостаточно совершенно. Рихтер был человеком громадной силы. Не только духовной, но и физической. Его рукопожатие было, как тиски. Вообще пианисты - люди, как правило, очень сильные. Вот знаменитый Николай Петров. (Что-то он давненько в Минске не гастролировал...) Колоссальная силища в руках, несмотря на внешнюю неповоротливость. Полную трехлитровую банку держит за донышко громадной своей лапой и наливает сок в стакан. Я тоже всю жизнь занимался спортом - самбо, стрельбой, волейболом, штангой, автогонками на льду. Нужно ли это пианисту? Каждому - свое, мне нравится это: ведь тренируются воля, спокойствие, уверенность в себе.

- А ведь если бы не спорт, ваша судьба, возможно, сложилась бы по-иному.

- Вы имеете в виду аварию во время гонок? Дело было на тренировке на спортивном кольце. На трассе в одном месте не оказалось дежурных, и мне навстречу выехал грузовик, груженный силосом. При столкновении сумма скоростей оказалась 160 километров. Машина - всмятку, я - живой. Но через 3 года я ощутил первую атаку на руку. Из-за сильного удара во время аварии произошло смещение позвонков и рука стала сохнуть. Через 7 лет она отказала вовсе. Консилиум врачей вынес приговор: менять специальность, играть не будешь никогда.

- Трагедия. Ваша филармоническая карьера в конце 70-х была ведь в самом расцвете, не так ли? Судьба подкосила, когда на лестнице жизни вы были близки, пожалуй, к самой вершине, да?

- Похоже... Я гастролировал по всему Союзу, в плане как раз были выступления на фестивале в Украине вместе с такими пианистами, как Оборин, Башкиров - имена! И все полетело... А мне всего под 40... Поддержки - никакой. Средств к существованию тоже. Хотел вернуться в консерваторию преподавать (до этого у меня там было всего полставки), но это мое желание, как говорится, не поддержала администрация консерватории. А бывший директор филармонии упрекал: "Вам не стыдно 3 месяца 75 процентов от зарплаты получать и не выступать?" Ему тогда повезло, что я сдержался...

- Да, в таких ситуациях начинают попивать, водочкой обиду заглушать. Мы же через 7 лет, в 1983-м кажется, снова увидели вашу фамилию на филармонической афише Минска. Что бы ни говорили вы о силе духа, но вернуть руку к жизни одним усилием воли невозможно. Откройте тайну: в каких Гималаях излечивались?

- В Норильске, на Крайнем Севере. Я хитро поступил, что, оборвав все концы, нашел в себе силы туда уехать. Во-первых, лишил себя расслабляющего участия близких. И во-вторых, возможности наблюдать некоторое сладкое удовлетворение в глазах людей, мне когда-то завидовавших. В общем, подался на Север. Но и Норильск принял меня поначалу без объятий. Говорю им: "Я да я..." Они обрывают: "Ты - был. А сейчас кто? Докажи". Дали место в рабочем общежитии и ставку в музыкальной школе. Днем я преподавал, а вечерами и ночами (до 3 утра, бывало) занимался в пустом концертном зале училища. Приходил, включал калорифер, делал температуру плюс 25 (а на улице - минус 40) и тренировал руку на рояле. Еще тяжести поднимал. И так пару лет изо дня в день. Душевная сосредоточенность была колоссальная. Мне было все равно: полярная ночь, холод, бытовые неудобства. Я думал только о руке. Я знал, что жить смогу, будучи только пианистом.

- Ну а обиды? Как вы их перенесли? Ведь такие раны тяжелее физических. После успеха и признания вас, по сути, выставили на улицу в самый тяжкий для вас момент.

- Обида - дорога, которая никуда не ведет. Хочешь быть счастливым - будь. Счастье предопределено твоими собственными поступками. Пытайся и борись. Жизнь - это бремя попыток. Уже через 2 года в Норильске я объявил о своем сольном выступлении, с той же программой, на которой оборвалась моя концертная деятельность. Городская газета потом разразилась статьей "Второе рождение". Правда, силенок поначалу хватило только на одно выступление. Чтобы восстановиться полностью, потратил еще годок. А четвертый год в Норильске провел почему? Да, похоже, стал привыкать к Северу. Вроде бы страшные места для нашего сознания - лагеря, ссылки. Приезжали москвичи на гастроли, ахали: "Каким образом ты здесь?" - "Сам, сам..." - смеялся я. Но там ведь и красиво как: снег, когда солнце начинает всходить, становится фиолетовым, потом розовым... Стаи куропаток на нем... Летом грибов неимоверное количество. Всех, кроме белых. И питались мы с соседом по общежитской комнате хорошо: банка томатного сока, рыбка, картофель. Был у нас "общий котел", деньги кидали в коробку - никаких проблем.

- Подумать только: родились на Арбате, в семье настоящей московской профессуры...

- Да, брат моего деда Станислав Шацкий был ректором Московской консерватории в 30-х. Отец и мать тоже музыканты.

- ...Гастролировали на лучших концертных площадках огромной страны; кроме белых сорочек с бабочкой, ничего не носили...

- Бросьте, я в детстве летом в деревне целое стадо пас. Да и целина - я ж на целину студентом ездил!

- Нет, Валерий Владиславович, не каждый бы перенес такую добровольную ссылку. Далеко не каждый. А как же встретил Минск после возвращения?

- Валентина Леонидовна Рахленко - она тогда заведовала кафедрой в консерватории - во многом была инициатором моего возвращения. Да и ректор уже поменялся. А публику пришлось завоевывать по новой. Подготовил программу и объявил концерт сначала в консерватории. Пришел почти полный зал, устроили овацию, преподнесли море цветов. В последующие годы с новой программой (обязательно новой!) выступал в филармонии - тоже при полных залах. В принципе, с тех пор я форму уже не терял, хотя и постоянно боролся за здоровье. Теперь, занимаясь педагогикой, заведуя кафедрой, готовлюсь к серии концертов, посвященных юбилею Академии музыки.

- Вы - одаренный пианист. Теперь еще и вдохновенный педагог. И, в принципе, жалеть вам, наверное, не о чем. И все-таки, если покопаться, многое бы изменили в жизни, будь такая возможность?

- У каждого, кому за 50 - 60, если спросить: "Прожил бы так же или что-то изменил?" - нашлись бы претензии к самому себе. Энергия била у меня через край, и я слишком разбрасывался. Теперь думаю: поменял бы многое. Но это ведь не факт, что результат был бы лучше, далеко не факт. В том-то и загадка жизни. И, возможно, раз так, а не иначе сложилась моя судьба, то именно этот опыт понадобился в тот момент миру. Ведь, в принципе, человечество на Земле - большой единый организм.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter