Братство колец

Хожу на Олимпиаду почти как на работу — постоянно и с удовольствием. Опыт — потрясающий... Письма из Пекина

Хожу на Олимпиаду почти как на работу — постоянно и с удовольствием. Опыт — потрясающий. Один мой приятель утверждает, что смотреть соревнования дома на диване гораздо лучше: и показывают крупным планом, а если подключить телевидение на русском языке, так еще и комментарии понять можно. К тому же российское телевидение (49 каналов подключаются через Интернет за 15 евро в месяц) фокусируется на собственных видах спорта, которые и нам интересны. По китайскому телевидению Олимпиаду показывают почти по всем центральным каналам, но с акцентом на те виды спорта, в которых хозяева нынешних Игр традиционно сильны. В общем, пинг–понг и прыжки в воду почти круглосуточно. Плюс все виды с участием китайских спортсменов. Пока их штангисты выступали, соревнования по тяжелой атлетике показывали, а потом — ни–ни. То, что наш Андрей Арямнов побеждает с тремя мировыми рекордами, я узнала из Интернета: есть такая услуга на официальном сайте олимпийского оргкомитета. Картинки нет, но таблица результатов обновляется в режиме реального времени. Оказывается, когда болеешь за своих, все средства слежения хороши. Кстати, точно так же мы «смотрели» баскетбольный матч Беларусь — Латвия. Хозяевам он, понятное дело, неинтересен, а нам — очень. Один человек сидел у компьютера и озвучивал каждую новую строчку: кто кому передал мяч, кому дали предупреждение, кто забросил трехочковый, а кто только пытался. Тоже любопытный опыт. Шустрая китайская статистика между тем свидетельствует: начиная с 9 августа граждане страны в авральном порядке скупают телевизоры с большим экраном, затовариваются едой в фаст–фудах и не встают с диванов. Нация (та ее часть, которая не выступает на стадионах) стремительно полнеет. И напрасно: ничто не сравнится со стадионом (хотя еда есть и там).


Первый раз я попала на «живой» спорт в Лондоне — мы с мужем, большим поклонником спорта и активным спортсменом в прошлом, отправились на теннис. Играл Кафельников, и, чтобы это увидеть, пришлось поехать в не самый близкий конец города. Сказать, что я горела желанием и была сильно рада, — так нет (мягко выражаясь). Но когда оказалась там... Что ни говорите, а самая захватывающая штука на свете — человеческие эмоции. И когда рядом с тобой они льются через край — это заразно. В хорошем смысле. С тех пор я с радостью хожу на стадионы.


...Дзюдо. Наших уже нет (ни среди участников, ни среди болельщиков), зато французов, корейцев и японцев много. Японцы — в белых повязках с иероглифами (а-ля камикадзе) на голове, флагами в руках и свистками в зубах. Своих приветствуют оглушительными криками «Банзай!» и в победе не сомневаются: все–таки родоначальники. Французы закутаны в национальные флаги, на головах — парики тех же цветов. Занимают целую трибуну и скандируют: «Люси! Люси! Люси!» Так зовут спортсменку из Франции, сами понимаете. Когда она выходит на ковер, выясняется, что сзади нас сидят двое французов, отбившихся, что называется, от стаи. Они тоже начинают истошно кричать: «Люси! Люси!» Она побеждает, а в следующем раунде встречается с представительницей Южной Кореи. И тут обнаруживается, что «наши» французы сидят в окружении немаленькой такой группы корейцев. Но никто не подрался, Люси досталось «серебро», кореянке «бронза», а «золото» уехало на историческую родину — Японию. Получасом позже первую медаль (бронзовую) завоевал представитель Украины Роман Гонтюк. Мы порадовались — все–таки сосед. Расположившиеся неподалеку монголы (он победил в бою представителя именно этой страны) чуть не плакали.


Но легкая атлетика, я вам скажу, не сравнится ни с чем. Не зря ее уважительно величают «королевой». Я была на стадионе в тот день, когда «серебро» и «бронзу» взяли наши Вадим Девятовский и Иван Тихон. Огромный белорусский флаг был со мной. И — надо же, как повезло! — именно в этот день награждали наших Наталью Михневич и Надежду Остапчук. Уж как мы с подругой кричали и размахивали флагом! Соседи–китайцы повскакивали со своих кресел, вцепились в наш флаг (расправленный, он заметен лучше) и скандировали: «Ваня, давай! Ваня, давай!» (Ну ладно, чуть преувеличила: «давай» — это слишком сложно, но «Ваню» выучили сразу.)


Мы болели за Мексику, потому что впереди сидел парень с флагом этой страны, мы надрывали голосовые связки за Россию, потому что моя подруга — оттуда, мы подбадривали всех участников, потому что для нас — это праздник единения, для них — тяжелый труд.


И знаете что? Это братство — братство пяти олимпийских колец, когда никто друг другу не враг, когда все друг другу улыбаются и искренне рады, когда бывшие соперники пожимают друг другу руки, стоя на пьедестале, когда весь стадион заходится в едином крике — мировой рекорд! Урррра! На одном стадионе собирается весь мир — и все находят друг с другом общий язык. Легко.


Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО и Сергея НЕВЕРКЕВИЧА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter