Брак по расчету?

Слово "реформирование" на селе сегодня популярнее, чем даже "посевная".
Слово "реформирование" на селе сегодня популярнее, чем даже "посевная". О реформе много говорят, но никто толком не знает, во что она выльется в действительности.

Казалось бы, все просто: утверждена программа преобразований на селе - читай и руководствуйся. Но вот вопрос: как ее понимают на местах? Складывается впечатление, что в канун посевной многие решают идти легчайшим путем. А именно - присоединять ослабевшие и развалившиеся хозяйства к признанным "крепышам". Правда, исход такого "бракосочетания" может быть плачевным. Одно слово - брак... По большому счету, подобные шаги должны предприниматься после глубочайшего экономического анализа, прогноза. Однако есть основание предполагать, что многие районные руководители будут выбирать путь объединения по принципу "как бы чего не вышло". Зачем утруждать себя распусканием колхозов на паи и ввязываться в другие рискованные эксперименты? А все потому, что никто еще толком не понимает, по какой методике и согласно каким принципам делить общественную землю и имущество; никто не хочет иметь проблемы с занятостью населения распущенного колхоза и, как следствие, социальную напряженность под боком. Никто не ответил четко, как заботиться о сельских пенсионерах и многодетных семьях.

Куда проще решить вопрос, пусть и временно, путем прикрепления колхоза-банкрота к устойчивому "середнячку". А дальше, глядишь, что Бог даст. Такие грустные мысли у меня родились после посещения Речицкого района. В местном райисполкоме разговоры о возможных путях реформирования по-прежнему не воспринимают в качестве насущной, неотложной проблемы.

К примеру, в январе 2001-го в Речицком районе путем очередного объединения был решен вопрос о дальнейшей судьбе совхоза "Долголесье", некогда преуспевающего и показательного хозяйства. Стараниями нового директора Анатолия Ковалева, пришедшего в хозяйство вместе с приличным "приданым" - крепким совхозом "Озерщина", делается попытка навести порядок. По словам первого заместителя председателя Речицкого райисполкома Леонида Бычко, этот путь для разорившегося хозяйства был единственно возможным способом выжить. Возможно, в данном случае так оно и есть. Но, право слово, наблюдать, как Анатолий Ковалев разрывается между двумя "островами" объединенного совхоза, стараясь организовать работу, ничего не разладить, - больно, не покидает чувство тревоги. Проблемы для него удвоились. И пока сложно сказать, к чему приведут усилия.

Очевидно, что нынешнюю, проблематичную, посевную наши крестьяне будут пытаться выдюжить на прежнем механизме финансовых и организационных отношений. Но эти посевные страдания так продолжаться уже не могут. Реформирование назрело, как роды, - терпеть больше нельзя. Сельчане сами об этом говорят все громче.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter