Ботинок и полуботинок

К 2015 году производство обуви в Беларуси вырастет в 2,5 раза

К 2015 году производство обуви в Беларуси вырастет в 2,5 раза

Обувь в Беларуси уже много лет считается товаром критического импорта. Производимой отечественными предприятиями продукции реально не хватает для того, чтобы обуть население страны, поэтому недостачу приходится закупать за рубежом. В прошлом году собственное производство обуви составило 11,6 млн. пар, в то же время с учетом «серого» импорта границу пересекли около 25 млн. пар. Примечательно, что этим импортозависимость обувной отрасли не заканчивается: в структуре каждого белорусского ботинка завозных деталей тоже немало. К сожалению, сырьевая база пока не развилась до такого уровня, чтобы полностью удовлетворять нужды белорусских обувщиков. Этим проблемам было посвящено выездное совещание по вопросам кожевенно-обувной отрасли, в ходе которого премьер-министр Михаил Мясникович посетил «Минское производственное кожевенное объединение».

Кожевенно-обувная отрасль страны — это 34 предприятия, на которых в общей сложности трудятся 16 тыс. работников. Пять из этих предприятий — кожевенные. Производители кожтоваров работают в Могилеве, в Гродно, в Бобруйске, в Смиловичах, а вот самое крупное и самое новое предприятие — «Минское производственное кожевенное объединение», разместившееся в поселке Гатово неподалеку от Минска. Еще недавно оно считалось явным аутсайдером белорусской легкой промышленности: недостаток сырьевой базы, ветшающее оборудование, износ основных фондов более чем 90 %, неэффективный маркетинг. Однако после того, как государство решило поддержать этот завод, дела пошли в гору. Выпуск продукции буквально за два года увеличился десятикратно. Прибавило предприятие и в экспорте своей продукции. Если в 2009 году ему удалось наторговать на $ 7,035 млн., то по итогам 2011 года — уже на $ 11,5 млн.

В последнее время обувщикам грех жаловаться на отсутствие интереса к их продукции на местном рынке. По данным концерна «Беллегпром», по итогам 2011 года по кожевенно-обувной промышленности объем производства промышленной продукции в фактических ценах вырос более чем в два раза и составил более Br 2,4 трлн., прибыль от реализации продукции за январь—ноябрь 2011 года в годовом сопоставлении увеличилась в 4 раза, а чистая прибыль — в 3,1 раза. При этом в концерне замечают, что поставки на внутренний рынок обуви по сравнению с 2010 годом увеличились на уровне роста производства.

Между тем в правительстве сегодня не слишком радуются количественным показателям, отмечая, что они не совсем соответствуют качественным.

«Ситуация сложилась таким образом, что у нас внутренний рынок в основном обеспечивается за счет специальной обуви, выпускаемой для нужд военных, строителей, где необходимы не всегда высокого качества кожевенные материалы. Что касается среднего и высшего класса обуви, то в этом плане есть претензии как к кожевенной отрасли, так и непосредственно к обувным предприятиям, их технологам», — посетовал в ходе совещания премьер-министр Михаил Мясникович. По мнению главы правительства, отечественным производителям сегодня крайне важно повышать качество выпускаемой продукции и параллельно расширять ее модельный ряд, чтобы иметь возможность достойно конкурировать с зарубежными компаниями. «Имея квалифицированный персонал и производственные мощности и по кожевенному, и по обувному производству, мы не должны здесь сдавать позиции и вваливаться в массовый импорт, — высказал свою точку зрения премьер-министр. — Обувь под национальным брендом должна и может быть высоко востребована не только внутри страны, но и на рынках евразийского пространства. Наша обувь конкурентоспособна, надо увеличивать объемы экспорта».

Как рассчитывают в правительстве, производство кожаной обуви и выпуск кожгалантереи в Беларуси в ближайшие годы в стране будут активно развиваться. «Но нам необходимо выработать как структурные, так и экономические механизмы, чтобы эта отрасль получила дальнейшее развитие и была конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешних рынках», — объяснил задачу премьер-министр. По подсчетам правительства, оптимальным будет увеличение производства обуви в стране к 2015 году в 2,5 раза, таким образом, у Беларуси появится возможность закрывать внутренние потребности на 70—75 %.

Справиться с задачей производителям вполне по силам. Тем более что недавние их нарекания на недостаток отечественного сырья понемногу закрываются. По итогам минувшего года выпуск хромовых кожтоваров увеличился до 192 млн. кв. дм, жестких кожтоваров — до 17,7 млн. кв. дм, юфтевых — 32,1 млн. кв. дм, кожтоваров из бахтармяного спилка — до 43,7 млн. кв. дм. В конце минувшего года Беларусь ввела запрет на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота за исключением поставок в Казахстан и Россию. Как говорят специалисты, примерно 30 % ресурсов отечественного кожсырья, уходившего преимущественно в страны Европы фактически за бесценок, теперь остается для переработки в Беларуси.

Впрочем, у белорусских обувщиков хватает и насущных проблем. В частности, многие представители отрасли сегодня сетуют на то, что правительство своим постановлением ограничило им рентабельность 10 %. В таких условиях работа на внутренний рынок становится для них невыгодной, честно предупреждают об опасности производители. А когда выгоднее становится торговать на экспорт — в итоге в роли пострадавшего может оказаться внутренний рынок. Все бы ничего, но возникшие пустоты наверняка займут импортные туфли, ботинки и босоножки от китайских и турецких производителей. В особенности кризис может коснуться сегмента детской обуви — белорусские обувщики еще помнят времена, когда по всей стране выпускался всего десяток моделей для этой категории граждан. «Ограничение рентабельности — это временная мера, — пояснил Михаил Мясникович. — Мы пошли на нее для того, чтобы поддержать население в условиях снижающегося потребительского спроса. Когда станет возможным, мы сразу же откажемся от подобных ограничений».

Фото: www.government.gov.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter