Борьба под пеной

В 2009 году  белорусские пивовары должны увеличить продажи пенного напитка в полтора раза

«Пей пиво пенное под ритмы современные…» Строчка из некогда популярной песни в ближайшее время может стать слоганом отечественных пивоваров и торговли. Еще бы, задача перед ними поставлена серьезная: увеличить в нынешнем году  продажи отечественного напитка в полтора раза, а к 2010 году экспортировать до 6 млн. дал (в 13 раз больше, чем в 2007 году). Причем добиться такого результата пивоварам нужно в непростых условиях: растут объемы продаж импорта, повышается цена на белорусское пиво…

Минувший год для «пивников», которые демонстрировали до этого довольно уверенный рост, оказался не самым лучшим:  при увеличении общего объема реализации пива в республике на 10 % его импорт увеличился на 29 %. По данным концерна «Белгоспищепром», в прошлом году в республике произведено 35,3 млн. дал пива (на 0,6 % меньше, чем в 2007 году). Реализовано на внутреннем рынке 34,4 млн. дал при задании 48 млн. дал. Сам пивной рынок за прошлый год вырос всего на 5—7 %. Белорусские производители на этом фоне «застыли» на уровне до 1 %.

У ряда отечественных пивоваров сократился и общий объем производства. В частности, доля ОАО «Криница», которое недавно стало стратегически значимым предприятием, по итогам года сократилась до 38,4 %, ОАО «Брестское пиво» — до 7,8 %, ОАО «Речицапиво» — до 7,4 %. Производство бобруйского пива «Сябар» упало до 13,2 %. Кроме того, в минувшем году убытки этой компании, чуть более года назад вошедшей в состав группы Heineken, составили 5,7 млрд. рублей.

В то же время увеличить свою долю ОАО «Пивзавод «Оливария» удалось  до 18,4 % и  ОАО «Лидское  пиво» — до 13,2 %.

Лидером  импорта по-прежнему остается Россия: ввезено 7,3 млн. дал (+3,5 %) на сумму $ 51,1 млн.  (+11,8 %). Кстати, в результате акцизных выплат и выплат НДС от деятельности российской компании «Балтика» в 2007 году бюджет Беларуси пополнился на 7 млн. евро. Не отстает по импортным поставкам и Украина. В прошлом году они увеличились в 2,5 раза: украинского напитка было ввезено более 4 млн. дал на сумму порядка $ 17 млн.

В такой ситуации планы по увеличению экспорта до 6 млн. дал к  2010 году кажутся более чем амбициозными.  И хотя на финансирование мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции организаций пивоваренной отрасли в 2008—2010 годах планируется направить  $ 87 млн., этой суммы будет явно недостаточно. В частности, один только пивзавод «Оливария», вошедший в международный концерн Carlsberg A/S (Дания), получил от своего инвестора на переоснащение около 20 млн. евро, что позволило компании выбиться в лидеры среди отечественных производителей.

Генеральный директор ОАО «Пивзавод «Оливария» Виктор Семак отмечает: в ближайшее время компания собирается сосредоточить внимание исключительно на внутреннем рынке. Какой-то минимум продукции все же будет продаваться за рубеж, правда, по словам специалиста, это будут скорее «точечные» поставки.

Основная причина такой стратегии — невозможность в полной мере соответствовать требованиям стран-импортеров. Во-первых, далеко не все белорусское пиво соответствует высокому качеству. Во-вторых, чтобы успешно работать на рынке России или Украины, нужно обеспечивать его продукцией зимой и летом. «Оливария», например, может делать это только зимой, когда «засыпает» внутренний рынок. «Так что с одной экспортной статьей Беларуси придется распрощаться, зато у импортного пива теперь конкуренция будет больше», резюмирует Виктор Семак.

Кроме того, на «Оливарии» считают: во время кризиса может вырасти реализация местного пива, однако оно поднимется в цене. 

 В частности, пивовары ссылаются на растущие ставки по кредитам, подорожавшую валюту, а, следовательно, и рост расходов на импортные закупки: хмель, оборудование, этикет и некоторые виды пробок.

Что же получается? Велика вероятность того, что цена на ячменный напиток станет всего в 2—2,5 раза дешевле водки. А такая «цена градуса» является серьезной угрозой для пивного рынка…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter