Большие перспективы малого бизнеса

Журнал «Экономика Беларуси» — одно из самых молодых изданий на информационном рынке страны. Основанный по инициативе Совета Министров Республики Беларусь, он лишь с нынешнего года начал выходить на регулярной основе.
Журнал «Экономика Беларуси» — одно из самых молодых изданий на информационном рынке страны. Основанный по инициативе Совета Министров Республики Беларусь, он лишь с нынешнего года начал выходить на регулярной основе. Одной из постоянных рубрик журнала претендует стать «Экономический ринг», название которой говорит само за себя. Международная финансовая корпорация (IFC) в конце прошлого года представила отчет «Деловая среда Беларуси», в котором подведены итоги совместного исследования Всемирного банка и IFC сектора малого и среднего бизнеса в нашей стране по итогам 2003 года. Самыми сложными и проблемными процедурами для представителей малого бизнеса в докладе IFC названы регистрация, получение разрешений, связанных с использованием помещений, лицензирование и различные проверки. Согласны ли с этим в Министерстве экономики? Главный редактор журнала «Экономика Беларуси» Владимир НИКОЛАЙЧУК пригласил к диалогу заместителя министра экономики Республики Беларусь Андрея ТУРА и главу представительства IFC в Беларуси Ивана ИВАНОВА. — В последнее время особо бурного прироста малых и средних предприятий в нашей стране действительно не наблюдается. В докладе «Деловая среда Беларуси» этот факт напрямую связывают со сложностью различных формальных процедур, которые необходимо пройти предпринимателю. Согласны ли с таким утверждением в Министерстве экономики? А.ТУР: — Мне кажется, проводить только такую взаимозависимость было бы делом слишком упрощенным. Убежден, что главная причина совершенно в другом. Наш бизнес прошел этап чисто количественного роста, когда главным мерилом предпринимательской активности было число торговых киосков на каждой улице. Сегодня он изменяется не столько количественно, сколько качественно. Малый бизнес упорядочивается, укрупняется, становится более цивилизованным, более системным, прозрачным и прогнозируемым. Что же касается всех тех основных проблем, которые отмечаются в докладе «Деловая среда Беларуси», то все они правительству известны. Однако их решение – дело не одного дня. И.ИВАНОВ: — В данном контексте проблема состоит в том, что регистрацию субъектов хозяйствования осуществляет слишком большое количество государственных органов. То есть в процессе регистрации новых предприятий бизнеса предприниматели вынуждены обращаться в различные государственные инстанции: исполнительные комитеты, Фонд социальной защиты, инспекции по налогам и сборам, Министерство юстиции и так далее. При этом каждый из этих органов применяет свои собственные процедуры, что значительно увеличивает время, затрачиваемое предпринимателем на открытие своего бизнеса. — Что в этой связи предлагает Международная финансовая корпорация? И.ИВАНОВ: — Заменить разрешительный принцип на заявительный, позволяющий субъекту хозяйствования представлять в регистрирующий орган определенный перечень документов, за соответствие которых законодательству ответственность несет сам заявитель. Было бы целесообразным ввести принцип «единого окна», при котором, сдав документы на регистрацию, предприниматель получает гарантию того, что все остальные необходимые процедуры, все запросы и согласования будут выполнены государственными чиновниками без его участия. Принцип «единого окна» действует уже во многих странах с переходной экономикой (Литва, Украина, Узбекистан) и показал свою эффективность. В частности, заметно сокращаются сроки регистрации малого бизнеса, повышается защищенность предпринимателей от «благосклонности» чиновников. — Андрей Николаевич, вас могут упрекнуть, что те же Украина или Узбекистан не богаче нас. Однако «единое окно» в этих странах уже открыто. А.ТУР: — Можно хоть завтра заявить, что в Беларуси тоже вводятся и заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, и принцип «единого окна». А что дальше? Мои украинские коллеги сегодня сетуют, что, решив одну проблему, они столкнулись с другой, еще более ущербной как для государства, так и отдельных граждан. Речь идет прежде всего о фирмах-однодневках, о крупных финансовых махинациях, появление которых неизбежно, если в системе «единого окна» есть хоть одно уязвимое место. И если сегодня нашей стране практически полностью удалось избавиться от этих негативных явлений в экономике, то вряд ли стоит создавать почву для их появления в будущем. — Стоит ли ожидать, что перемены коснутся и лицензирования, которое в отчете IFC «Деловая среда Беларуси» тоже названо в числе первоочередных проблем? И.ИВАНОВ: — Несмотря на сокращение количества лицензируемых видов деятельности, предприниматели подсчитали: их перечень — 49 видов, включающих 350 подвидов, — слишком большой. Невзирая на подписанный в середине 2003 года Декрет Президента Республики Беларусь № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», по мнению большинства предпринимателей, условия лицензирования не только не улучшились, но даже ухудшились. А.ТУР: — Делать заключение о том, что условия лицензирования после принятия Декрета Президента страны № 17 ухудшились, когда реализация самого декрета в 2003 году, по существу, только-только началась, в принципе, неправильно. Главное, что все отношения в сфере лицензирования мы свели воедино. Есть единые правила выдачи и изъятия лицензий, один норматив оплаты, процедуры экспертизы и так далее. Государство поддерживает и будет поддерживать малый бизнес. В частности, принято постановление правительства, в соответствии с которым в областях будут сформированы фонды средств для микрокредитования. При этом речь идет о предоставлении кредитов без залога. Сумма кредитов — до 2 тыс. долларов. В Гродно и Гомеле такие фонды уже действуют, а с 2005 года они должны работать во всех областях. На уровне главы государства будет предложен ряд других эффективных мер, направленных на поддержку малого бизнеса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter