Больше магазинов. Хороших и разных по размерам

Торговые сети заполонили буквально все пространство...

Торговые сети заполонили буквально все пространство внутреннего рынка, а небольшие магазины ощущают себя не очень уверенно. Такое мнение преобладает, когда речь идет о развитии розничной торговли. Но на самом деле не все так однозначно. В Минторге полагают, что место под солнцем находится и всегда найдется и для гигантов, и для малых объектов.

В начале ноября в Бресте прошла очередная выездная коллегия Министерства торговли Беларуси. И как раз в ее ходе министр торговли Валентин Чеканов обратил внимание прессы на то, что министерство выступает за разумный баланс торговых сетей и небольших магазинов. «Большие магазины удобны и безусловно нужны, но они ни в коем случае не должны становиться монополистами. И позиция Минторга Беларуси в данном вопросе однозначная: присутствие торговых сетей в городах должно быть в разумном балансе и не ухудшать положения более мелких магазинов», — подчеркнул министр.

У торговых сетей и крупных супермаркетов есть как сильные, так и слабые стороны. Покупателей, несомненно, привлекает возможность получения скидок, большой выбор товара, возможность совершить целый ряд разнообразных покупок в одном месте. Очень часто поездка в супермаркет совмещается с развлечениями, которые в комплексе предлагаются под одной крышей с ним. Но сетевой ритейл — четко отработанная и довольно жесткая технология, которая часто влияет на покупателя так, что он совершает покупки, которые вовсе не планировал. Искусство мерчандайзинга, раскладки товара, достигло таких высот, что достаточно пойти за хлебом и молоком и незаметно для себя потратить сотню тысяч рублей… Большой магазин манит покупателя, соблазняет его разнообразием, рекламными акциями. Между тем настоящий выбор состоит в том, чтобы у людей была возможность приобретать товары первой необходимости, повседневного спроса близко к дому. Такую возможность дают небольшие магазины. Они, впрочем, также все чаще становятся составляющими крупных торговых сетей.

Система Белкоопсоюза, где в торговле преобладают небольшие объекты в малых населенных пунктах, в этом плане представляет собой уникальную по возможностям и охвату торговую сеть, способную дойти до самых отдаленных уголков нашей страны. При этом развитие бренда привело Белкоопсоюз к сочетанию малых и больших форм, к планированию размещения торговых объектов в зависимости от реальной потребности населения. В этом нет чего-то принципиально нового, просто вводится необходимая поправка на современные условия. Результаты уже заметны. С одной стороны, в райцентрах появляются обновленные универмаги и универсамы, которые не уступают столичным супермаркетам. С другой — малые сельские магазины насыщаются современным торговым оборудованием и за счет традиционной координации поставок способны резко усилить свои позиции. Обновленные магазины достойны права работать под фирменной маркой, под брендом, который заслуживает уважения. И покупатель привязывается к ним уже не только за счет географического положения.

Существует ли в отечественной розничной торговле монополия? На первый взгляд, кажется, что в некоторых местах она есть. Но, как было отмечено на заседании коллегии, сегодня ни один крупный сетевой торговый объект, который работает в Беларуси, не занимает доминирующего положения в той местности, где он расположен. И такая тенденция в целом характерна для отечественного розничного рынка. Важно и в дальнейшем сохранить этот баланс, эту конкурентную среду, которая в свою очередь выступает залогом качества товаров, услуг. Ведь именно конкуренция делает рынок эффективно работающим, именно диктат покупателя заставляет «шевелиться» и производителей, и продавцов. Поэтому как для крупных, так и малых городов крайне важен вопрос планирования мест размещения крупных торговых объектов, было отмечено на коллегии Министерства торговли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter